Страницы

понедельник, 19 ноября 2018 г.

Допущен к гостайне? Контролируй родственников.

    Перечень сведений, отнесенных к гостайне постоянно увеличивается. Соответственно растет и количество штатных должностей в организациях различной формы собственности, требующих формы допуска к гостайне (вопрос с перечнем ГТ по КИИ до сих пор не разъяснен регуляторами). Работник берет на себя некоторые обязательства, согласно законодательства РФ, а контролирует их исполнение ФСБ. Но бывает, что обязательства нарушаются и не по воле работника.

    Если судить по судебной практике, то ФСБ наиболее часто выявляются 2 типа нарушений обязательств, взятых на себя работником:
1. Выезд за рубеж без согласования с руководителем, принявшим решение о допуске работника к государственной тайне.
2. Переезд на постоянное место жительство за границу близких родственников.
    Органы ФСБ направляют материалы работодателю, в организации проводится служебное расследование и работника лишают права доступа к гостайне, что приводит к его увольнению.
     И, если первый тип нарушений зависит только от самого работника, то второй тип  - это сложный случай в современном мире. Очень часто общение с родственниками "формально вежливое", а то и полностью отсутствует. Некоторые дела об увольнении доходят до Верховного суда РФ.
     ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 26 июня 2017 г. N 69-КГ17-9

     "Приказом генерального директора филиала ПАО "ФСК ЕЭС" - МЭС Западной Сибири от 15 марта 2016 г. N 242 на основании пункта 48 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. N 63, в связи с поступившим 15 марта 2016 г. из органа безопасности уведомлением о возникновении обстоятельств, которые в соответствии с подпунктами "б" и "в" пункта 15 названной инструкции являются основанием для прекращения допуска к государственной тайне, начальник юридического отдела Курка А.А. был отстранен от работы со сведениями, составляющими государственную тайну.
      Приказом генерального директора филиала ПАО "ФСК ЕЭС" - МЭС Западной Сибири от 18 марта 2016 г. N 253 Курке А.А. прекращен допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.
     Основанием для прекращения Курке А.А. допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, явились уведомление из органа безопасности от 15 марта 2016 г. о возникновении обстоятельств, являющихся в соответствии с пунктом 12 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. N 63 (постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства), основанием для отказа гражданину в допуске к государственной тайне, и акт о результатах проведенного служебного расследования в филиале ПАО "ФСК ЕЭС" - МЭС Западной Сибири.
      Согласно акту о результатах служебного расследования работодателем установлены основания для прекращения Курке А.А. допуска к сведениям, составляющим государственную тайну: неоднократные нарушения Куркой А.А. пунктов 19, 20 статьи 24 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. N 3-1 (согласование с руководителем, принявшим решение о допуске работника к государственной тайне, выезда за границу), возникновение обстоятельств, являющихся согласно статье 22 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5458-I "О государственной тайне" основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне (Курка А.А. имеет близких родственников, постоянно проживающих за границей).
       Уведомлением филиала ПАО "ФСК ЕЭС" - МЭС Западной Сибири от 18 марта 2016 г. N 2 Курке А.А. предложены вакантные должности, не требующие допуска к государственной тайне, согласия на замещение которых он не дал.
        Приказом генерального директора ПАО "ФСК ЕЭС" от 18 марта 2016 г. N 43/к Курка А.А. был уволен с работы по пункту 10 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации (в связи с прекращением допуска к государственной тайне, так как выполняемая работа требует такого допуска). С приказом Курка А.А. ознакомлен 18 марта 2016 г.
      Разрешая спор и отказывая Курке А.А. в удовлетворении иска о признании решения о прекращении допуска к государственной тайне и увольнения незаконными, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне", Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. N 63, пришел к выводу о том, что у ответчика имелись основания для прекращения Курке А.А. допуска к государственной тайне и расторжения с ним трудового договора по пункту 10 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации и процедура увольнения ответчиком не нарушена.
       С указанным выводом суда первой инстанции и его правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции."

       При этом, сам работник был уверен, что "что его сестра за границей не проживает, фактически живет в г. Санкт-Петербурге." .
         Избежать подобных ситуаций возможно только одним способом - поддерживать тесные родственные связи и постоянное общение с близкими родственниками , довести до их сведения информацию о последствиях их поступков на вашу жизнь.



* Результаты анализа 187-ФЗ и рекомендации по его выполнению размещаются в разделе "ЧаВо по КИИ" на главной странице блога.


** Все новости блога на публичном Telegram-канале  t.me/ruporsecurite

6 комментариев:

  1. Не во всех случаях лиц, допуск к государственной тайне которых прекращён, увольняют. Иногда такой работник продолжает выполнять свои должностные обязанности после перевода на должность, по которой не требуется наличие формы допуска.
    На практике встречал организации, где, предположим, в одном отделе были должности и без формы допуска, и с таковой. Сделано, правда, это было не в целях сохранения проштрафившегося работника, а для ускорения приема новых работников.

    ОтветитьУдалить
  2. Да, все так. Обязаны предложить вакантные должности не требующие допуска. При отказе работника от них, увольняют по статье.

    ОтветитьУдалить
  3. В "консультанте" нашел интересные разъяснения по теме:
    Вопрос: Сын государственного гражданского служащего постоянно (более шести месяцев в году) проживает в иностранном государстве. Вправе ли представитель нанимателя принять решение о прекращении допуска к государственной тайне и увольнении гражданского служащего по основанию отказа в допуске к государственной тайне?
    Ответ: Представитель нанимателя вправе принять решение о прекращении допуска к государственной тайне гражданского служащего и уволить его по данному основанию, если соответствующее решение принято с учетом всех обстоятельств, в том числе степени секретности составляющих государственную тайну сведений, наличие которых позволяет сделать вывод о том, что проживание сына должностного лица за границей действительно представляет угрозу для обеспечения безопасности государства и защиты указанных сведений.



    ОтветитьУдалить
  4. Обоснование: В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае прекращения допуска гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям.

    На основании ст. 23 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в том числе в случае возникновения обстоятельств, являющихся согласно ст. 22 указанного Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

    Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте) (см. также Определение Верховного Суда РФ от 14.09.2007 N 59-Г07-15).

    Согласно ст. 22 Закона РФ N 5485-1 одним из оснований для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне может являться постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства.

    Аналогичные положения содержатся в п. п. 12, 15 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 (далее - Инструкция).

    Как следует из п. 7 Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016), нарушение гражданским служащим предусмотренных служебным контрактом обязательств, связанных с защитой государственной тайны, может являться основанием прекращения гражданскому служащему допуска к государственной тайне и последующего увольнения с государственной гражданской службы по п. 8 ч. 1 ст. 37 Федерального закона N 79-ФЗ.

    Из Определения Конституционного Суда РФ от 15.01.2015 N 25-О следует: применительно к правоотношениям, связанным с защитой государственной тайны, под близкими родственниками понимаются, в частности, дети, а под постоянным проживанием за границей - проживание за пределами Российской Федерации более шести месяцев в течение года.

    ОтветитьУдалить

  5. Однако при этом необходимо учитывать, что уполномоченные органы и должностные лица, принимая решение о прекращении допуска того или иного лица к государственной тайне по соответствующему основанию, и суды при оценке правомерности такого решения не могут руководствоваться лишь критериями, установленными Инструкцией, и исходить из одного только факта проживания (нахождения) лица за пределами Российской Федерации более шести месяцев в течение года - без учета всех обстоятельств, в том числе степени секретности составляющих государственную тайну сведений, наличие которых позволяет сделать вывод о том, что проживание самого должностного лица или гражданина и (или) его близких родственников за границей действительно представляет угрозу для обеспечения безопасности государства и защиты указанных сведений (Определение Конституционного Суда РФ от 23.06.2016 N 1205-О).

    Таким образом, приходим к выводу, что в рассматриваемом случае представитель нанимателя вправе принять решение о прекращении допуска к государственной тайне гражданского служащего и уволить его в связи с указанным прекращением, если соответствующее решение принято с учетом всех обстоятельств, в том числе степени секретности составляющих государственную тайну сведений, наличие которых позволяет сделать вывод о том, что проживание сына должностного лица за границей действительно представляет угрозу для обеспечения безопасности государства и защиты указанных сведений.

    ОтветитьУдалить
  6. Само решение КС, на которое ссылаются
    http://legalacts.ru/doc/opredelenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-15012015-n/

    ОтветитьУдалить