Страницы

понедельник, 10 декабря 2018 г.

А в 187-ФЗ сфера какого транспорта указана? Горизонтального или вертикального?



  Как я уже писал ранее, сфера транспорта преподносит множество сюрпризов.
    Вот Санкт-Петербург отчитался о достаточно крупном объекте, предназначенным для транспортировки пассажиров метро между станциями подземки.
https://www.spb.kp.ru/daily/26387.4/3264236/

   Это горизонтальный, но пока еще мало распространенный вид транспорта в России.
   А есть еще наклонный и более популярный - эскалаторы.
   И самый популярный - вертикальный транспорт (лифты).
 
   Вопрос № 1 - Относятся ли лифты к транспортным средствам?

Утверждено
Приказом Государственного комитета
Российской Федерации по строительству и
жилищно-коммунальному комплексу
от 30.06.99г. № 158

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛИФТОВ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"Лифт, являясь транспортным средством, которым управляет непосредственно пользователь при подъеме и спуске с одного уровня на другой, требует повышенного внимания к вопросам его эксплуатации. Совершенно необходимо, чтобы работа лифтов была надежной и безопасной."


      ГОСТ Р 52941-2008 (ИСО 4190-6:1984) Лифты пассажирские. Проектирование систем вертикального транспорта в жилых зданиях

"4 Общие положения
4.1 Лифты в жилых зданиях должны обеспечивать перевозку пассажиров с заданными показателями пассажиропотока и транспортной комфортности (интервала), а также таких крупногабаритных грузов, как мебель, носилки и т.п."

   Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что система инженерно-технического обеспечения - это одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (п. 21 ч. 2 ст. 2); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. 

    Вывод: Да, это транспортные средства.

    Вопрос № 2 - существуют ли системы управления лифтами, подходящими под определение объекта КИИ (АСУ, ИС, ИТКС)?

ГОСТ Р 54765-2011 (ЕН 115-1:2010) Эскалаторы и пассажирские конвейеры. Требования безопасности к устройству и установке

3.1.57 программируемая электронная система, связанная с безопасностью эскалатора/пассажирского конвейера; ПЭССБЭ: Система управления, защиты или мониторинга, основанная на использовании одного или нескольких программируемых электронных устройств, включая все элементы системы, такие как источники питания, датчики и другие устройства ввода, магистрали данных и другие каналы связи, приводные устройства и другие устройства вывода, используемые в устройствах безопасности, перечисленных в 5.12.3.
    Данный ГОСТ направляет к ГОСТ Р МЭК 62061-2015 Безопасность оборудования. Функциональная безопасность систем управления электрических, электронных и программируемых электронных, связанных с безопасностью
     
      Вывод: Возможно отнесение системы управления, защиты и мониторинга к объектам КИИ.
      
      Вопрос 3 - будет ли применим показатель категорий значимости для таких объектов вертикального транспорта?

6 Опасности отказа цепи управления:
- отсутствие остановки в случае опасных ситуации
5.11.4, 5.11.6, 5.12.2.4, 5.12.3
- короткое замыкание электропроводки
5.12.2.2, 5.12.4.6.1
- перегрузка электропроводки, в том числе при неправильном монтаже
5.11.5, 5.11.7, 5.11.8, 5.11.9, 5.11.10, 5.12.2.4
- неожиданный пуск машины после прерывания работы
5.7.9.5, 5.12.6.8
- неожиданное изменение направления движения привода
5.7.9.5, 5.7.10.6, 5.12.6.7, 5.12.6.9, перечисление б)
- чрезмерно высокая скорость движения
5.7.10.6, 5.12.6.9,
перечисление а)
- чрезмерно резкое торможение при остановке
5.7.3, 5.7.6, 5.7.10.3, 5.12.6.3

     Вывод: Да, 3 категория значимости по показателю № 1 из ПП 127.
"Причинение ущерба жизни и здоровью людей (человек)
более или равно 1, но менее или равно 50"   
     На эскалаторах регулярно травмируются люди.

     С другой стороны, существуют официальные соглашения, в которых выделена отдельная      "сфера вертикального транспорта", которая не упоминается в 187-ФЗ

    Федеральное тарифное соглашение в лифтовой отрасли и сфере вертикального транспорта на 2016-2018 годы.
     Федеральное тарифное соглашение в лифтовой отрасли и сфере вертикального транспорта на 2019 - 2021 годы
или
"между Ростехнадзором и Федерацией лифтовых предприятий  представляющей Совет по профессиональным квалификациям в лифтовой отрасли, сфере подъемных сооружений и вертикального транспорта заключено Соглашение N 00-01-18/774 о взаимодействии в области независимой оценки квалификаций в лифтовой отрасли, сфере подъемных сооружений и вертикального транспорта"

    И при этом, лифты вынесены в отдельную отрасль и не отнесены к сфере вертикального транспорта.


Итог: формулировки 187-ФЗ не позволяют однозначно отнести АСУ "вертикального транспорта"  к объектам КИИ.  Основная проблема - спросить некого
  На данный момент,я вижу ситуацию так - субъекты КИИ, попавшие под это определение по основной деятельности (метрополитен, аэропорты, ж/д и автовокзалы, больницы) будут вынуждены учитывать системы управления вертикального транспорта в своих перечнях объектов КИИ, а торгово-развлекательные центры и ЖКХ нет. Как будут поступать с лифтами в административных и промышленных корпусах на АЭС или нефтезаводе то же вопрос интересный. Скорее всего не будут учитываться.


* Результаты анализа 187-ФЗ и рекомендации по его выполнению размещаются в разделе "ЧаВо по КИИ" на главной странице блога.



** Все новости блога на публичном Telegram-канале  t.me/ruporsecurite

Комментариев нет:

Отправить комментарий