Смотрим первоисточник:
п. 15.
«Перечень объектов утверждается субъектом критической информационной
инфраструктуры. Перечень объектов подлежит согласованию с государственным
органом или российским юридическим лицом, выполняющим функции по разработке, проведению или реализации
государственной политики и (или) нормативно-правовому регулированию в
установленной сфере в части
подведомственных им субъектов критической информационной инфраструктуры.» (Постановление
Правительства РФ от 08.02.2018 N 127 «Об утверждении Правил категорирования
объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а
также перечня показателей критериев значимости объектов критической
информационной инфраструктуры Российской Федерации и их значений»).
Специально выделил, что
под согласование в п. 15 попадают только
субъекты, подведомственные органам
(юрлицам), имеющим полномочия на разработку, проведение или реализацию
государственной политики и (или) нормативно-правовому регулированию. Попробуем
разобраться с тем, какие же органы нормативно-правовое регулирование
осуществляют и т.д., в сферах деятельности из 187-ФЗ. И тут возникли проблемы: так есть разделение
для «науки» и «науки в целях обороны и правопорядка», есть разделение
«использование атомной энергии», в химической промышленности. Для многих будет
непривычно, что не ЦБ, а Минфин.
Свел все в табличку для
наглядности.
№
|
Сфера
деятельности по 187-ФЗ
|
Согласующий орган
по Перечню объектов КИИ
|
1
|
Топливно-энергетического
комплекс, нефтехимическая промышленность
|
Министерство энергетики РФ (Минэнерго России)
Валерий Комаров
|
2
|
При
использовании атомной энергии
|
Федеральная
служба по экологическому, технологическому и атомному надзору,
Государственная корпорация «Росатом», Министерство Обороны
|
3
|
Транспорт
|
Министерство
транспорта РФ (Минтранс России)
|
4
|
Связь
|
Министерство
связи и массовых коммуникаций РФ
|
5
|
Банковская
и иная финансовая
|
Министерство
финансов РФ (Минфин России)
|
6
|
Оборонная
|
Министерство
промышленности и торговли РФ (Минпромторг России)
|
7
|
Здравоохранение
|
Министерство
здравоохранения Российской Федерации
(Минздрав)
|
8
|
Наука
|
Министерство
образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)
|
9
|
Наука
для оборонки и правопорядка
|
Министерство
промышленности и торговли РФ (Минпромторг России)
|
10
|
Энергетика
|
Министерство
энергетики РФ (Минэнерго России)
|
11
|
Ракетно-космическая
|
Государственная
корпорация по космической деятельности «Роскосмос»
|
12
|
Горнодобывающая
|
Министерство
энергетики РФ (Минэнерго России)
|
13
|
Металлургическая
|
Министерство
промышленности и торговли РФ (Минпромторг России)
|
14
|
Химическая
|
Министерство
промышленности и торговли РФ (Минпромторг России)
|
Если
вы субъект КИИ, не имеющий статуса
подведомственной организации для
указанных органов, то составленный Перечень на согласование направлять не
требуется. Утвердили и в течении 5 рабочих дней направили во ФСТЭК.
Вообще интересно получается. Например, есть ведомственная поликлиника в минтрансе и автопарк в минздраве (в виде отдельных подведомственных организаций), получается им не надо согласовать свои Перечени объектов.А вот ведомственная поликлиника Минздрава должна и автопарк Минтранса должен на согласование направлять. Неформально ФСТЭК озвучивала, что изменила формулировки п.15 под Госкорпорации. С Росатомом и Роскосмосом все логично получается, а вот с Ростехом непонятно. Возможно, что Госкорпорации самостоятельно выпустят указания о процедурах выполнения требований 187-ФЗ на своих предприятиях и закроют эти коллизии законодательства локальными актами.
Да и к общему процессу
защиты КИИ возникают вопросы:
1.
В п.12 «В состав комиссии по
категорированию могут включаться представители государственных органов и
российских юридических лиц, выполняющих функции по разработке, проведению или
реализации государственной политики и (или) нормативно-правовому регулированию
в установленной сфере деятельности, по согласованию с государственными органами
и российскими юридическими лицами.» - никакого
упоминания про подведомственность.
Любой субъект может приглашать
работников министерств участвовать в комиссии по категорированию?
2.
Государственный орган согласовал перечень
объектов КИИ своих подведов, то есть он знает сколько всего объектов имеется.
Но при этом, его никто далее не информирует о результатах категорирования. Он
так и не узнает, а сколько же значимых объектов в его подведах.
3.
Смотрим Приказ ФСТЭК России от
06.12.2017 N 227 «Об утверждении Порядка ведения реестра значимых объектов
критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»
(Зарегистрировано в Минюсте России 08.02.2018 N 49966): «Сведения из Реестра могут
предоставляться государственным органам или российским юридическим лицам,
выполняющим функции по разработке, проведению или реализации государственной
политики и (или) нормативно-правовому регулированию в установленной сфере,
указанным в части 2 статьи 11 Федерального закона «О безопасности критической
информационной инфраструктуры Российской Федерации» по их запросам только в
части значимых объектов критической информационной инфраструктуры,
функционирующих в сферах, отнесенных в компетенции этих государственных органов
или российских юридических лиц.» - вместо подведомственности
субъектов используется «в
компетенции». Это одно и то же?
* Все новости блога на публичном Telegram-канале t.me/ruporsecurite
* Все новости блога на публичном Telegram-канале t.me/ruporsecurite
У меня ещё вопрос про регионы. Местные учреждения здравоохранения подведомственны минздраву края. согласовывать с местным или с федеральным?
ОтветитьУдалитьКакая форма согласования должна быть? Пока никто не знает. Официальный запроси и официальный ответ что перечень систем согласован? Или просто уведомляем согласующий орган и если всё ок, то ответ не нужен...
1. С федеральным не требуется в любом случае, так как они ему не подведомственны. А вот с необходимостью согласования с краевым минздравом вопрос. Необходимо смотреть полномочия конкретного минздрава, у вас это краснодарский
ОтветитьУдалитьhttp://www.minzdravkk.ru/pages/about/aims_and_objecti
ves/
Так в правах Министра прописано "5.5.3. Осуществляет в рамках установленной компетенции путем издания приказов правовое регулирование в области охраны здоровья населения Краснодарского края.", но при этом у самого министерства прописано только "4.2. Осуществлять реализацию нормативных правовых актов Краснодарского края по вопросам, относящимся к деятельности Министерства, и контроль за их выполнением.", "3.22. Осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края анализа правоприменения нормативных правовых актов, принятых Министерством." и "2.2. Обеспечение соблюдения и исполнения законодательства Краснодарского края в области охраны здоровья населения.". Очень все туманно описано. Сравните с Красноярским минздравом http://www.kraszdrav.ru/ministerstvo/polozhenie_o_ministerstve_zdravoohraneniya "1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1) нормативное правовое регулирование и функции по разработке государственной политики в сферах здравоохранения, лекарственного обеспечения, функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов;
2) оказание государственных услуг, управление и распоряжение государственной собственностью в сферах здравоохранения, лекарственного обеспечения, функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов;
3) контроль в сферах здравоохранения, лекарственного обеспечения.". Все четко и никаких сомнений.
В вашем случае, я бы делал так (только для подведомственных учреждений краевого минздрава):
1. назначил комиссию
2.направил запрос на включение в комиссию сотрудников краевого минздрава, ПП127 это допускает. В форме официального письма от директора учреждения на имя министра края.
3. Составили проект Перечня
4. Направили проект Перечня на согласование в министерство, как приложение к официальному письму.
5. Если замечаний от министерства нет, то утверждаете Перечень
6. Отправляете утвержденный Перечень в ФСТЭК.
Примечание: Ответ от министерства должен быть, согласно правилам документооборота. Если министерство пишет, что не является согласующим органом - просто утверждаете Перечень и направляете ФСТЭК.
Так же поступила просьба прокомментировать выбор министерства для горнодобывающей сферы деятельности.
ОтветитьУдалитьЗдесь есть доля неопределенности, так как изначально эта сфера деятельности относилась к Министерству промышленности и энергетики, а в 2008 году это единое министерство разделили на два - минпромторг и и минэнерго. В Полномочиях Минэнерго четко указано: "функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере .. нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, ., освоения месторождений углеводородов на основе соглашений о разделе продукции, и в сфере нефтехимической промышленности..". А в полномочиях Минпромторга вообще нет упоминаний о "горнодобычи" - "функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, промышленности строительных материалов (изделий) и строительных конструкций, энергосбережения и повышения энергетической эффективности при обороте товаров, а также в области развития авиационной техники и экспериментальной авиации, технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений, науки и техники в интересах обороны и безопасности государства, внешней и внутренней торговли, общественного питания и бытового обслуживания, народных художественных промыслов, индустрии детских товаров (за исключением пищевой продукции для детского питания);". Но при этом, в составе Минпромторга есть 2 департамента, которые готовят предложения по формированию государственной политики и нормативно-правовому регулированию в отраслях промышленности: металлургическом и горно-добывающем комплексе,горнодобывающая промышленность металлических руд. Получается, что Минпромторг только формирует предложения, а сами функции из ПП 127 осуществляет Правительство РФ? И "Почетное звание "Почетный горняк" присваивается Минпромторгом работникам организаций горнодобывающей и других отраслей промышленности, связанных с добычей полезных ископаемых".
Возможно, что Минпромторг считает горнодобычу одним из видов "промышленности"? Есть еще вариант, что Минпромторг осуществляет только контрольные и надзорные функции, а не нормативно-правовое регулирование.