Время, отведенное ФСТЭК и ФСБ на организацию выполнения требований 187-ФЗ истекает, решил сделать цикл заметок в помощь потенциальным субъектам КИИ.
Важно: Данные материалы отражают мою личную позицию и требуют обязательного критического отношения при их рассмотрении. Любое конструктивное обсуждение, предложения и замечания приветствуется.
Часть.2 Планирование
Чтобы выполнить большой и важный труд, необходимы две вещи: ясный план и ограниченное время.
Элберт Хаббард
План мероприятий
по обеспечению безопасности объектов КИИ
№ п\п
|
Мероприятие
|
Уч-ки
|
Срок
|
Посл-ть
|
Основание
|
Результат
|
Прим-е
|
1
|
Создание
Комиссии по учету и категорированию КИИ
|
||||||
1.1.
|
Разработка положения о Комиссии КИИ
|
Проект
Положения о комиссии КИИ
|
-
|
||||
1.2.
|
Определение персонального состава
Комиссии КИИ
|
Проекты
приказов о назначении персонального состава комиссии по категорированию КИИ
|
|||||
1.3.
|
Утверждение Приказа о Комиссии КИИ
и Положения
|
после
выполнения п.1.1 и 1.2
|
п.11 ПП РФ от 08.02.2018 №127
|
Создана
Комиссии КИИ
|
-
|
||
2
|
Учет
объектов КИИ
|
||||||
2.1.
|
Определение ИС/АСУ/ИКТС, которые на праве
собственности, аренды или на ином законном основании принадлежат
принадлежащих организации
|
Комиссия
КИИ;
|
после
выполнения п.1.3
|
п.14 ПП РФ от 08.02.2018 №127
|
Реестр ИС
|
-
|
|
2.2.
|
Определение сфер деятельности
организации,
автоматизированными каждой ИС/АСУ/ИКТС, определенной по результатам выполнения п. 2.1
|
Комиссия
КИИ;
|
после
выполнения п.2.1
|
п.14 ПП РФ от 08.02.2018 №127
|
Перечень
сфер деятельности
|
-
|
|
2.3.
|
Изучение и анализ сфер
деятельности организации, определенных по результатам выполнения п.2.2, с
целью определения процессов, которые обеспечивают управленческие,
технологические, производственные, финансово-экономические и (или) иные
процессы в рамках выполнения функций (полномочий) или осуществления видов
деятельности субъектов критической информационной инфраструктуры.
|
Комиссия
КИИ;
|
после
выполнения п.2.2
|
п.14 ПП РФ от 08.02.2018 №127
|
Перечень
процессов
|
-
|
|
2.4.
|
Изучение и анализ сфер
деятельности организации, определенных по результатам выполнения п.2.3, с
целью определения критичных процессов
|
Комиссия
КИИ;
|
после выполнения
п.2.3
|
п.14 ПП РФ от 08.02.2018 №127
|
Перечень
критических процессов
|
-
|
|
2.5.
|
Формирование проектов Перечней
объектов КИИ в организации
|
Комиссия
КИИ;
|
после
выполнения п.2.3
|
п.14 ПП РФ от 08.02.2018 №127
|
Проект
Перечней объектов КИИ
|
-
|
|
2.6.
|
Рассмотрение проектов Перечней
объектов КИИ на заседаниях Комиссий КИИ организации
|
Комиссия
КИИ
|
после
выполнения п.2.3
|
Откорректированные
Перечни объектов КИИ
|
-
|
||
2.7.
|
Направление на согласование в …..
проектов Перечней объектов КИИ организации
|
после
выполнения п.2.6
|
п.15 ПП РФ от 08.02.2018 №127
|
Перечни
объектов КИИ согласованы с …..
|
Этап для
подведомственных организаций
|
||
2.8.
|
Утверждение согласованных проектов
Перечней объектов КИИ
|
после
выполнения п.2.7
|
п.15 ПП РФ от 08.02.2018 №127
|
Утвержденный
Перечень объектов КИИ, подлежащих категорированию
|
-
|
||
2.9.
|
Уведомление ФСТЭК России о
Перечнях объектов КИИ
|
после
выполнения п.2.8
|
п.15 ПП РФ от 08.02.2018 №127
|
Исходящее
письмо во ФСТЭК России
|
Уведомление
ФСТЭК России должно быть осуществлено в течение 5 рабочих дней со дня утверждения перечня
|
||
3
|
Категорирование[2] объектов КИИ
|
||||||
3.1.
|
Определение категории значимости
каждого объекта КИИ согласно утвержденным Перечням объектов КИИ
|
Комиссия
КИИ
|
после
выполнения п.2.8
|
п.14 ПП РФ от 08.02.2018 №127
|
Протокол
оценки значимости объектов КИИ
|
||
3.2.
|
Создание акта присвоения категории
значимости объекту КИИ
|
Комиссия
КИИ;
|
после
выполнения п.3.1
|
п.16 ПП РФ от 08.02.2018 №127
|
Проекты
актов категорирования объектов КИИ
|
||
3.3.
|
Подготовка уведомления ФСТЭК
России о результатах категорирования (присвоения объекту КИИ одной из
категорий значимости либо об отсутствии необходимости присвоения ему одной из
таких категорий)
|
Комиссия
КИИ;
|
после
выполнения п.3.1
|
п.18 ПП РФ от 08.02.2018 №127
|
Проекты
форм уведомления
|
||
3.4.
|
Утверждение актов
|
Ген
директор
|
после
выполнения п.3.2
|
п.16 ПП РФ от 08.02.2018 №127
|
Акты
категорирования объектов КИИ
|
||
3.5.
|
Направление во ФСТЭК России уведомления
о результатах категорирования объектов КИИ
|
после
выполнения п.3.4
|
п.17 ПП РФ от 08.02.2018 №127
|
Исходящие
письма в ФСТЭК России о результатах категорирования объектов КИИ
|
Уведомление ФСТЭК России должно
быть осуществлено в течение в течение 10 дней со дня утверждения акта.
|
||
4
|
Управление[3] инцидентами (УИ)
|
||||||
4.1.
|
Разработка Регламента УИ
|
параллельно
с п.1
|
- ст. 9 187-ФЗ
|
Проект
Регламента УИ
|
-
|
||
4.2.
|
Утверждение Регламента УИ
|
после выполнения
п.4.1
|
ст. 9 187-ФЗ
|
Регламент
УИ
|
-
|
||
4.3.
|
Определение персонального состава
участников процесса УИ, а также их назначение нормативным актом по
организации
|
после
выполнения п.4.2 и п.2.8
|
ст. 9 187-ФЗ
|
Приказ о
назначении участников процесса УИ
|
После утверждения перечня объектов
КИИ, т.к. выявление инцидентов ИБ должно осуществляться в отношении всех
объектов КИИ (вне зависимости от результатов категорирования)
|
||
4.4
|
Непрерывный мониторинг и выявление компьютерных инцидентов
|
Участники процесса УИ
|
после выполнения
п.4.3 и п.5.2
|
ст. 9 187-ФЗ
приказ ФСБ от 24.07.2018 №367
|
Отчетность
по компьютерным инцидентов
|
Создание подсистемы мониторинга и
выявления компьютерных инцидентов осуществляется в рамках п. 5 настоящего Плана
|
|
4.5
|
Уведомление ФСБ России об компьютерных инцидентах ИБ, выявленных в отношении объектов КИИ не являющихся значимыми,
по электронной почте
|
Участники процесса УИ
|
после
выполнения п.4.3 и п.5.2
|
ст. 9 187-ФЗ
приказ ФСБ от 24.07.2018 №367
|
Исходящие
письма в ФСБ России
|
Данный способ уведомления может
осуществляться только для объектов КИИ, не являющихся значимыми, в том числе,
без их подключения к ГосСОПКА.
Подключение к ГосСОПКА
осуществляется в добровольном порядке по решению субъекта КИИ.
|
|
4.6
|
Уведомление НКЦКИ об компьютерных инцидентах
ИБ, выявленных в отношении значимых объектов КИИ с использованием ГосСОПКА
|
-
Участники процесса УИ
|
На
постоянной основе
|
после
выполнения п.4.4 и п.5.4
|
ст. 9 187-ФЗ
приказ ФСБ от 24.07.2018 №367
|
Формы
автоматизированного уведомления
|
Данный способ уведомления должен
осуществляться в обязательном порядке для всех значимых объектов КИИ.
Выполнение субъектом КИИ
обязанности уведомления вступило в законную силу с 01.01.2018 г., но может
быть реализована только с момента внесения объекта КИИ в Реестр ФСТЭК.
Подключение системы безопасности
значимых объектов КИИ к ГосСОПКА осуществляется в рамках п. 5 настоящего
Плана.
|
4.7
|
Разработка Регламента
взаимодействия при реагировании на компьютерные инциденты и принятии мер по
ликвидации последствий компьютерных атак
|
-
НКЦКИ
|
после
выполнения п.3.2
|
Проект Регламента взаимодействия
при реагировании на компьютерные инциденты и принятии мер по ликвидации
последствий компьютерных атак
|
Регламент применяется только в отношении
значимых объектов КИИ.
|
||
4.8
|
Согласование Регламента
взаимодействия при реагировании на компьютерные инциденты и принятии мер по
ликвидации последствий компьютерных с 8 Центром ФСБ России
|
8 Центр ФСБ России
|
после
выполнения п.4.7
|
п.8 Порядка информирования ФСБ
России о компьютерных инцидентах
|
Согласованный
проект Регламента взаимодействия при реагировании на компьютерные инциденты и
принятии мер по ликвидации последствий компьютерных атак
|
-
|
|
4.9
|
Утверждение Регламента
взаимодействия при реагировании на компьютерные инциденты и принятии мер по
ликвидации последствий компьютерных атак
|
Ген
директор
|
после
выполнения п.4.8
|
- Утвержденный Регламент
взаимодействия при реагировании на компьютерные инциденты и принятии мер по
ликвидации последствий компьютерных атак
- Приказ о
назначении ответственного за взаимодействие с НКЦКИ
|
Регламент должен быть утвержден
только при наличии у субъекта КИИ значимых объектов КИИ
|
||
4.10
|
Разработка Плана реагирования на
компьютерные инциденты и принятия мер по ликвидации последствий компьютерных
атак
|
после
выполнения п.4.9
|
п.6 Порядка информирования ФСБ
России о компьютерных инцидентах
|
Проект
План реагирования на компьютерные инциденты и принятия мер по ликвидации
последствий компьютерных атак
|
|||
4.11
|
Утверждение Плана реагирования на
компьютерные инциденты и принятия мер по ликвидации последствий компьютерных
атак
|
Ген
директор
|
после
выполнения п.4.10
|
- Утвержденный План реагирования
на компьютерные инциденты и принятия мер по ликвидации последствий
компьютерных атак
- Приказ о назначении
ответственных за выполнение Плана
|
|||
4.12
|
Корректировка Плана реагирования
на компьютерные инциденты и принятия мер по ликвидации последствий
компьютерных атак
|
после
выполнения п.7.11
|
п.7 Порядка информирования ФСБ
России о компьютерных инцидентах
|
Актуальный
План реагирования на компьютерные инциденты и принятия мер по ликвидации
последствий компьютерных атак
|
Осуществляется по результатам
проведения тренировок по реагированию на компьютерные атаки (п.7.13)
|
||
4.13
|
Информирование НКЦКИ о результатах
мероприятий по реагированию на компьютерные инциденты и принятию мер по
ликвидации последствий компьютерных атак
|
Ответственный за взаимодействие с
НКЦКИ
|
после
выполнения п.3.4
|
п. 13 Порядка информирования ФСБ
России о компьютерных инцидентах
|
Исходящие
письма в НКЦКИ
|
Информирование должно быть
осуществлено не позднее 48 часов с
момента завершения мероприятий и только в отношении значимых
объектов КИИ.
|
|
5
|
Создание и
модернизация системы безопасности значимых объектов
КИИ
|
||||||
5.1
|
Проектирование (разработка) систем
безопасности значимых объектов КИИ
|
после
выполнения п.3.1
|
- ст. 10 187-ФЗ;
- п.2 приказа ФСТЭК России от
25.12.2017 №235;
- приказ ФСТЭК России от
25.12.2017 №239
|
Документы
техно-рабочего проекта по созданию систем безопасности
|
-
|
||
5.2
|
Внедрение систем безопасности
значимых объектов КИИ
|
после
выполнения п.5.1
|
- ст. 10 187-ФЗ;
- п.8 приказа ФСТЭК России от
21.12.2017 № 235
- п.12.7 приказа ФСТЭК России от
25.12.2017 №239
|
- Акты монтажа и настройки СЗИ;
- Программа предварительных
испытаний;
- Акт и Протокол проведения
предварительных испытаний;
- Акт ввода в опытную
эксплуатацию;
Журнал проведения опытной
эксплуатации;
- Эксплуатационная документация (в
части обеспечения безопасности);
- Организационно-распорядительная
документация по безопасности
|
-
|
||
5.3
|
Аттестация систем безопасности
значимых объектов КИИ
|
после
выполнения п.5.2
|
- п.10 приказа ФСТЭК России от
21.12.2017 № 235
|
- Программа и методика испытаний;
- Протокол проведения испытаний;
- Заключение;
- Аттестат соответствия;
Результаты анализа уязвимостей и
принятия мер по их устранению;
- Акт ввода в промышленную
безопасность
|
-
|
||
5.4
|
Подключение систем безопасности
значимых объектов КИИ к ГосСОПКА
|
после
выполнения п.3.1
|
ст. 9 187-ФЗ
|
- Акт подключения
- Согласие НКЦКИ на установку
средств ГосСОПКА
- Приказ о назначении лиц,
ответственных за эксплуатацию средств ГосСОПКА
- Проектная документация по
установке средств ГосСОПКА (места размещения, схемы электроснабжения,
пояснительная записка и т.д.)
- Эксплуатационная документация на
средства ГосСОПКА
|
Субъект КИИ после приема в
эксплуатацию средств информирует об этом НКЦКИ
|
||
5.5
|
Модернизация (совершенствование)
систем безопасности значимых объектов КИИ
|
после
выполнения п.5.3
|
п.37 приказа ФСТЭК России от
21.12.2017 № 235
|
- План
модернизации
|
Осуществляется по результатам
выполнения п. 7 настоящего Плана
|
||
6
|
Повышение
уровня знаний работников предприятия по безопасности значимых объектов КИИ
|
||||||
6.1
|
Разработка Регламента повышений
уровня знаний
|
параллельно
с п.1
|
- п.15, 16 приказа ФСТЭК России от
21.12.2017 № 235;
- мера ИПО.0 приказа
ФСТЭК России от 25.12.2017 №239
|
- Проект
Регламента повышений уровня знаний
|
-
|
||
6.2
|
Утверждение Регламента повышений
уровня знаний
|
Ген
директор
|
после
выполнения п.6.1
|
-
Утвержденный Регламент повышений уровня знаний
|
-
|
||
6.3
|
Определение персонального состава
участников процесса
повышения уровня знаний
|
после
выполнения п.6.2 и п.3.4
|
п.15, 16 приказа ФСТЭК России от
21.12.2017 № 235
|
- Приказ о
назначении участников процесса повышения уровня знаний
|
|||
6.4
|
Формирование Плана проведения
мероприятий по повышению уровня знаний
|
после
выполнения п.6.3
|
п.15, 16 приказа ФСТЭК России от
21.12.2017 № 235
|
- Проект
Плана проведения мероприятий по повышению уровня знаний
|
-
|
||
6.5
|
Утверждение Плана проведения
мероприятий по повышению уровня знаний
|
Ген
директор
|
после
выполнения п.6.4
|
п.15, 16 приказа ФСТЭК России от
21.12.2017 № 235
|
- План
проведения мероприятий по повышению уровня знаний
|
-
|
|
6.6
|
Проведение мероприятий по
повышению уровня знаний
|
Участники
процесса
|
после
выполнения п.6.5
|
п.15, 16 приказа ФСТЭК России от
21.12.2017 № 235
|
-
Протоколы и журналы учета мероприятий по повышению уровня знаний
|
||
7
|
Внутренний
контроль значимых объектов КИИ
|
||||||
7.1.
|
Разработка Регламента аудита ИБ
|
параллельно
с п.1
|
п.36 приказа ФСТЭК России от
21.12.2017 № 235
|
- Проект
Регламента аудита ИБ
|
-
|
||
7.2
|
Утверждение Регламента аудита ИБ
|
Ген
директор
|
после
выполнения п.7.1
|
п.36 приказа ФСТЭК России от
21.12.2017 № 235
|
-
Регламент аудита ИБ
|
-
|
|
7.3
|
Определение персонального состава
участников процесса аудита ИБ
|
после
выполнения п.7.2 и п.3.4
|
п.36 приказа ФСТЭК России от
21.12.2017 № 235
|
- Приказ о
назначении участников процесса аудита ИБ и комиссии
|
|||
7.4
|
Формирование Программы проведения
аудитов ИБ
|
после
выполнения п.7.3
|
п.36 приказа ФСТЭК России от
21.12.2017 № 235
|
- Проект
Программы проведения аудитов ИБ
|
|||
7.5
|
Утверждение Программы проведения
аудитов ИБ
|
после
выполнения п.7.4
|
п.36 приказа ФСТЭК России от
21.12.2017 № 235
|
-
Программа проведения аудитов ИБ
|
-
|
||
7.6
|
Проведение аудита ИБ
|
после
выполнения п.7.5
|
п.36 приказа ФСТЭК России от
21.12.2017 № 235
|
- Планы
проведения аудитов ИБ;
-
Протоколы проведения аудитов ИБ;
Акты
проведения аудитов ИБ
|
|||
7.7
|
Формирование плана устранения
выявленных несоответствий и уязвимостей
|
после
выполнения п.7.6
|
- Планы
корректирующих и превентивных мероприятий
|
||||
7.8
|
Устранение выявленных
несоответствий и уязвимостей
|
после
выполнения п.7.7
|
-
Протоколы и акты устранения
|
||||
7.9
|
Разработка Плана тренировок по
отработке мероприятий Плана реагирования на компьютерные инциденты и принятия
мер по ликвидации последствий компьютерных атак
|
после
выполнения
п.4.12
|
п.7 Порядка информирования ФСБ
России о компьютерных инцидентах
|
Проект
Плана тренировок по отработке мероприятий
|
|||
7.10
|
Утверждение Плана тренировок по
отработке мероприятий
|
Ген директор
|
после
выполнения
п.7.9
|
- План
тренировок по отработке мероприятий
- Приказ о
назначении ответственных за выполнение Плана
|
-
|
||
7.11
|
Проведение мероприятий Плана
тренировок по отработке мероприятий
|
после
выполнения
п.7.10
|
п.7 Порядка информирования ФСБ
России о компьютерных инцидентах
|
Отчеты о
результатах
|
|||
7.12
|
Разработка предложений по
корректировке Плана реагирования на компьютерные инциденты и принятия мер по
ликвидации последствий компьютерных атак
|
после
выполнения
п.7.11
|
п.7 Порядка информирования ФСБ
России о компьютерных инцидентах
|
Перечень
предложений
|
-
|
||
8
|
Обеспечение
бесперебойной эксплуатации значимых объектов
КИИ
|
||||||
8.1
|
Разработка Плана мероприятий по
обеспечению безопасности в случаи нештатных ситуаций
|
после
выполнения п.3.1
|
- п.13.6 приказа ФСТЭК России от
25.12.2017 №239
|
Проект
Плана мероприятий по обеспечению безопасности в случаи нештатных ситуаций
|
-
|
||
8.2
|
Утверждение Плана мероприятий по
обеспечению безопасности в случаи нештатных ситуаций
|
Ген
директор
|
после
выполнения п.8.1
|
- План
мероприятий по обеспечению безопасности в случаи нештатных ситуаций
- Приказ о
назначении ответственных за выполнение Плана
|
-
|
||
8.3
|
Разработка Порядка анализа
возникших нештатных ситуаций
|
после
выполнения п.3.1
|
- п.13.6 приказа ФСТЭК России от
25.12.2017 №239
|
Проект
Порядка анализа возникших нештатных ситуаций
|
-
|
||
8.4
|
Утверждение Порядка анализа
возникших нештатных ситуаций
|
Ген
директор
|
после
выполнения п.8.4
|
Порядок
анализа возникших нештатных ситуаций
|
-
|
||
8.5
|
Разработка Программы обучения и
тренировки персонала на случай действий при нештатных ситуациях
|
после
выполнения п.3.1
|
- п.13.6 приказа ФСТЭК России от
25.12.2017 №239
|
Проект
Программы обучения и тренировки персонала на случай действий при нештатных
ситуациях
|
-
|
||
8.6
|
Утверждение Программы обучения и
тренировки персонала на случай действий при нештатных ситуациях
|
Ген директор
|
после
выполнения п.8.6
|
Программа
обучения и тренировки персонала на случай действий при нештатных ситуациях
|
-
|
||
8.7
|
Разработка Политики обеспечения
действий в нештатных ситуациях
|
после
выполнения п.3.1
|
мера ДНС.0 приказа
ФСТЭК России от 25.12.2017 №239
|
Проект
Политики обеспечения действий в нештатных ситуациях
|
-
|
||
8.8
|
Утверждение Политики обеспечения
действий в нештатных ситуациях
|
Ген
директор
|
после
выполнения п.8.8
|
Политика
обеспечения действий в нештатных ситуациях
|
-
|
[1] Постановление Правительства РФ от
08.02.2018 №127 "Об утверждении Правил категорирования объектов
критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также перечня
показателей критериев значимости объектов критической информационной
инфраструктуры Российской Федерации и их значений"
[2] п.15 ПП РФ от
08.02.2018 №127: максимальный срок категорирования не должен превышать одного года со дня
утверждения субъектом КИИ перечня объектов КИИ
[3] Осуществляется как в отношении
значимых объектов КИИ, так и в отношении объектов КИИ не являющимися таковым
[4] Приказ ФСТЭК России от 25.12.2017
№239 «Об утверждении Требований по обеспечению безопасности значимых объектов
критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»
[5] Опубликованный проект приказа ФСБ
России «Об утверждении порядка информирования федерального органа
исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения функционирования
государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий
компьютерных атак на информационные ресурсы РФ, о компьютерных инцидентах,
реагировании на них, принятия мер по ликвидации последствий компьютерных атак,
проведенных в отношении значимых объектов КИИ»
[6] Приказ ФСТЭК России от 21.12.2017 №
235 «Об утверждении Требований к созданию систем безопасности значимых объектов
критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и обеспечению их
функционирования»
* Результаты анализа 187-ФЗ и рекомендации по его выполнению размещаются в разделе "ЧаВо по КИИ" на главной странице блога.
** Все новости блога на публичном Telegram-канале t.me/ruporsecurite
Мне кажется, что в предложенном Плане мероприятий не прослеживается связи между критическими процессами и формированием Перечня объектов КИИ, подлежащих категорированию. Кстати да, по тексту Плана речь идет о «Перечне объектов КИИ», а не о Перечне объектов КИИ, подлежащих категорированию, а ведь именно такой перечень (Перечень объектов КИИ, подлежащих категорированию) требует подготовить ПП-127. Конечно, в тексте ПП-127 об этом написано сумбурно, но практика показывает, что субъекты КИИ идут по следующему пути: все их ИС/ИТС/АСУ становятся ОКИИ; субъект КИИ (разумеется, за всех говорить не буду, но, скажем так, я знаю несколько субъектов КИИ, которые идут именно этим путем) «для себя» формирует перечень объектов КИИ, состоящий из этих ИС/ИТС/АСУ; комиссия проводит анализ, какой из ОКИИ обеспечивает, обрабатывает, управляет критическим процессом; ОКИИ, обеспечивающий, обрабатывающий критический процесс попадет в Перечень объектов КИИ, подлежащих категорированию. Ну и если присмотреться, то области негативных последствий, который можно встретить в определении критического процесса, чудным образом совпадают с группами показателей критериев значимости, из чего следует, что объект КИИ, который не имеет никакого отношения к критическим процессам явно невозможно прогнать через категорирование.
ОтветитьУдалитьМне кажется, что процесс определения категории значимости в предложенном Плане описан как-то сухо, хотя это чуть ли не все то основное и фундаментальное, что надо будет проделать комиссии по категорированию, и от чего будет зависеть судьба субъекта КИИ.
Это умышленно или ошибка, что в разделе 4 предложенного Плана понятие инцидент информационной безопасности чудным образом перепрыгивает на понятие компьютерный инцидент? Причем, понятие инцидент ИБ используется там, где идет отсылка к 187-ФЗ, хотя этот ФЗ таким понятием не оперирует.
Ну понятное дело, что первое понятие раскрывается в ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 18044-2007 Информационная технология (ИТ). Методы и средства обеспечения безопасности. Менеджмент инцидентов информационной безопасности, а второе в 187-ФЗ.
Компьютерный инцидент прописан в приказах ФСБ, например в 367 в п.5. Проблема отсутствия единой терминологии существенна и очень, но придётся работать с реализованым вариантом
ОтветитьУдалитьЯ к тому, что, возможно, вообще надо по тексту Плана оперировать только понятием компьютерный инцидент?
УдалитьП. 22 приказа 239 ФСТЭК требует реализовать орг и техмеры реагирования на инциденты ИБ
ОтветитьУдалитьНу Вы то в своем Плане в том разделе, о котором я говорю, всего единожды обращаетесь к 239 приказу, а понятие инцидент ИБ используете в связке с 187-ФЗ и 367 приказом ФСБ, которые оперируют именно КИ ;)
УдалитьИсправил. Спасибо за внимательное чтение и активную позицию.
УдалитьПо поводу сухости раздела по категорированию объектов. Я предложил шаблон Плана, каждый под свою конкретную организацию может нарастить соответствующие разделы. У всех разная специфика, разная компетенция. И думаю, что этот План будет разрабатывать организация, которая уже неформально определилась с судьбой субъекта КИИ и примерно представляет какое решение о категориях значимости примет.
ОтветитьУдалитьВалерий, спасибо за Ваш труд! Думаю, что многим этот план пригодится, хотя бы для галочки перед проверяющими органами.
ОтветитьУдалить