Сегодня вступают в силу изменения в ПП127. По традиции, утвержденная версия документа от ФСТЭК существенно отличается от публично обсужденной. Итак, что принесло нам постановление Правительства РФ от 13.04.2019 № 452 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2018 г. № 127»
Итог:
1. Реализована моя рекомендация по выносу сроков исполнения ПП127 в текст самого постановления, а не указывание его в тексте правил категорирования. Но вот формулировки при этом просто удивляют. Получается, что можно было госструктурам полтора года не выполнять ПП127, а коммерческие структуры могут и дальше игнорировать? Каким образом надзорные органы собираются применять штрафы за не осуществление категорирования в отношении коммерческих субъектов? Даже явным субъектам КИИ (медики, транспортники и т.д.) достаточно создать комиссию по категорированию и в приказе указать срок формирования перечней объектов, подлежащих категорированию через пару лет. Раньше можно было ссылаться на дату вступления в силу самого ПП127, а теперь юридические перспективы не очевидны.
2. Так как ПП127 не отменяется, то его "авторское сопровождение" продолжает осуществлять Министерство обороны РФ, а не ФСТЭК. За ФСТЭК только ПП РФ № 452.
3. Попытка ФСТЭК сократить период категорирования до 6 месяцев не удалась. Окончательная формулировка: "Максимальный срок категорирования не должен превышать одного года со дня утверждения субъектом критической информационной инфраструктуры перечня объектов (внесения изменений в перечень объектов)."
4. Предложение внести формат (бумажный и электронный) +приложить к ПП 127 форму Перечня объектов, подлежащих категориванию реализовали частично: "Перечень объектов в течение 10 рабочих дней после утверждения направляется в печатном и электронном виде в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры". Нравится ФСТЭК практика регулирования сферы через информационные сообщения.
5. Самый печальный пункт: "21. Субъект критической информационной инфраструктуры не реже чем один раз в 5 лет, а также в случае изменения показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры или их значений осуществляет пересмотр установленных категорий значимости или решений об отсутствии необходимости присвоения указанным объектам таких категорий в соответствии с настоящими Правилами. В случае изменения категории значимости сведения о результатах пересмотра категории значимости направляются в федеральный орган, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры.". Пункт совершенно правильный и верный, но все сделанное ранее подлежит пересмотру. будем считать, что по учились процедурам категорирования. Остается надеяться, что теперь ФСТЭК показатели значимости указала обоснованно и не будет их ежегодно пересматривать.
6. По показателям уточнено, что " 2 Отклонение значений параметров критического процесса, в том числе временных параметров и параметров надежности, от проектных (штатных) режимов функционирования".
Постановление Правительства РФ от 08.02.2018 N 127 (ред. от 13.04.2019) "Об утверждении Правил категорирования объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также перечня показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и их значений" |
|
Правила категорирования объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации |
Правила категорирования объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации |
3.
Категорированию подлежат объекты критической информационной инфраструктуры,
которые обеспечивают управленческие, технологические, производственные, финансово-экономические
и (или) иные процессы в рамках выполнения функций (полномочий) или
осуществления видов деятельности субъектов критической информационной
инфраструктуры.
|
3.
Категорированию подлежат объекты критической информационной инфраструктуры, которые
обеспечивают управленческие, технологические, производственные,
финансово-экономические и (или) иные процессы в рамках выполнения функций
(полномочий) или осуществления видов деятельности субъектов критической
информационной инфраструктуры в областях
(сферах), установленных пунктом
8 статьи 2 Федерального закона
"О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской
Федерации".
|
<фрагмент не существовал> |
В случае если объект критической информационной
инфраструктуры по одному из показателей критериев значимости отнесен к первой
категории, расчет по остальным показателям критериев значимости не
проводится.
|
8.
В отношении объекта критической информационной инфраструктуры,
|
8.
В отношении создаваемого объекта
критической информационной инфраструктуры, в
том числе в рамках создания объекта капитального строительства,
категория значимости определяется при формировании заказчиком, техническим
заказчиком или застройщиком требований к объекту критической информационной
инфраструктуры с учетом имеющихся исходных данных о критических процессах
субъекта критической информационной инфраструктуры.
|
<фрагмент не существовал> |
Категорирование объектов критической информационной
инфраструктуры, в составе которых используются программные и (или)
программно-аппаратные средства, принадлежащие и эксплуатируемые иными
государственными органами, государственными учреждениями, российскими
юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляется
субъектом критической информационной инфраструктуры с учетом данных о
последствиях нарушения или прекращения функционирования указанных программных
и (или) программно-аппаратных средств, представляемых этими государственными
органами, государственными учреждениями, российскими юридическими лицами или
индивидуальными предпринимателями.
|
г)
декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта, декларация
безопасности гидротехнического сооружения и паспорт объекта
топливно-энергетического комплекса в случае, если на указанных объектах
функционирует объект критической информационной инфраструктуры (если
разработка указанных деклараций и паспорта предусмотрена законодательством
Российской Федерации);
|
г)
декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта,
декларация безопасности гидротехнического сооружения и паспорт безопасности объекта
топливно-энергетического комплекса в случае, если на указанных объектах
функционирует объект критической информационной инфраструктуры (если
разработка указанных деклараций и паспорта безопасности
предусмотрена законодательством Российской Федерации);
|
11.
Для проведения категорирования решением руководителя субъекта критической
информационной инфраструктуры создается комиссия по категорированию, в состав
которой включаются:
|
11.
Для проведения категорирования решением руководителя субъекта критической
информационной инфраструктуры создается постоянно
действующая комиссия по категорированию, в состав которой включаются:
|
<фрагмент не существовал> |
11(1). По решению руководителя субъекта критической
информационной инфраструктуры в состав комиссии могут быть включены работники
не указанных в пункте
11 настоящих Правил
подразделений, в том числе финансово-экономического подразделения.
11(2). По решению руководителя субъекта критической
информационной инфраструктуры, имеющего филиалы, представительства, могут
создаваться отдельные комиссии по категорированию объектов критической
информационной инфраструктуры в этих филиалах, представительствах.
Координацию и контроль деятельности комиссий по
категорированию в филиалах, представительствах осуществляет комиссия по
категорированию субъекта критической информационной инфраструктуры.
11(3). Комиссия по категорированию подлежит
расформированию в следующих случаях:
а) прекращение субъектом критической информационной
инфраструктуры выполнения функций (полномочий) или осуществления видов
деятельности в областях (сферах), установленных пунктом
8 статьи 2 Федерального закона
"О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской
Федерации";
б) ликвидация, реорганизация субъекта критической
информационной инфраструктуры и (или) изменение его организационно-правовой
формы, в результате которых были утрачены признаки субъекта критической
информационной инфраструктуры.
|
в)
выявляет объекты критической информационной инфраструктуры, которые обрабатывают
информацию, необходимую для обеспечения выполнения критических процессов, и
(или) осуществляют управление, контроль или мониторинг критических процессов,
|
в)
выявляет объекты критической информационной инфраструктуры, которые
обрабатывают информацию, необходимую для обеспечения выполнения критических
процессов, и (или) осуществляют управление, контроль или мониторинг
критических процессов, готовит предложения для включения в перечень объектов, а также оценивает необходимость категорирования
вновь создаваемых информационных систем, автоматизированных систем
управления, информационно-телекоммуникационных сетей;
|
д)
анализирует угрозы безопасности информации
е)
оценивает в соответствии с перечнем
показателей критериев значимости масштаб возможных последствий в случае
возникновения компьютерных инцидентов на объектах критической информационной
инфраструктуры
|
д)
анализирует угрозы безопасности информации, которые могут привести к
возникновению компьютерных инцидентов на объектах критической информационной
инфраструктуры;
е)
оценивает в соответствии с перечнем
показателей критериев значимости масштаб возможных последствий в случае
возникновения компьютерных инцидентов на объектах критической информационной
инфраструктуры, определяет значения каждого
из показателей критериев значимости или обосновывает их неприменимость;
|
<фрагмент не существовал> |
14(1). При проведении работ, предусмотренных подпунктами
"г" и "д"
пункта 14 настоящих Правил, должны
быть рассмотрены наихудшие сценарии, учитывающие проведение целенаправленных
компьютерных атак на объекты критической информационной инфраструктуры,
результатом которых являются прекращение или нарушение выполнения критических
процессов и нанесение максимально возможного ущерба.
14(2). В случае если функционирование одного объекта
критической информационной инфраструктуры зависит от функционирования другого
объекта критической информационной инфраструктуры, оценка масштаба возможных
последствий, предусмотренная подпунктом
"е" пункта 14 настоящих Правил,
проводится исходя из предположения о прекращении или нарушении
функционирования вследствие компьютерной атаки объекта критической
информационной инфраструктуры, от которого зависит оцениваемый объект.
14(3). В случае если осуществление критического процесса
зависит от осуществления иных критических процессов, предусмотренная подпунктом
"е" пункта 14 настоящих Правил
оценка проводится исходя из совокупного масштаба возможных последствий от
нарушения или прекращения функционирования всех выполняемых критических
процессов.
|
<фрагмент не существовал> |
По мере необходимости указанный перечень может быть
изменен в порядке, предусмотренном для его разработки и утверждения.
|
Максимальный
срок категорирования не должен превышать одного года со дня утверждения
субъектом критической информационной инфраструктуры перечня объектов.
Перечень
объектов в течение
16.
Решение комиссии по категорированию оформляется актом, который должен
содержать сведения об объекте
|
Максимальный
срок категорирования не должен превышать одного года со дня утверждения
субъектом критической информационной инфраструктуры перечня объектов (внесения изменений в перечень объектов).
Перечень
объектов в течение 10 рабочих дней
после утверждения направляется в печатном и
электронном виде в федеральный орган исполнительной власти,
уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной
инфраструктуры.
В перечень объектов в том числе включаются объекты
критической информационной инфраструктуры филиалов, представительств субъекта
критической информационной инфраструктуры.
16.
Решение комиссии по категорированию оформляется актом, который должен
содержать сведения об объекте критической информационной инфраструктуры,
сведения о присвоенной объекту критической информационной инфраструктуры
категории значимости либо об отсутствии необходимости присвоения ему одной из
таких категорий.
Допускается оформление единого акта по результатам
категорирования нескольких объектов критической информационной
инфраструктуры, принадлежащих одному субъекту
критической информационной инфраструктуры.
|
17.
Субъект критической информационной инфраструктуры в течение 10 дней со дня
утверждения акта, указанного в пункте 16
настоящих Правил, направляет в федеральный орган исполнительной власти,
уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной
инфраструктуры, сведения о результатах присвоения объекту критической
информационной инфраструктуры одной из категорий значимости либо об
отсутствии необходимости присвоения ему одной из таких категорий. Указанные
сведения включают:
|
17.
Субъект критической информационной инфраструктуры в течение 10 рабочих дней со дня утверждения акта,
указанного в пункте 16
настоящих Правил, направляет в федеральный орган исполнительной власти,
уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной
инфраструктуры, сведения о результатах присвоения объекту критической
информационной инфраструктуры одной из категорий значимости либо об
отсутствии необходимости присвоения ему одной из таких категорий. Указанные
сведения включают:
|
з)
категорию значимости, которая присвоена объекту критической информационной
инфраструктуры, или сведения об отсутствии необходимости присвоения одной из
категорий значимости, а также сведения о результатах оценки показателей
критериев значимости
|
з)
категорию значимости, которая присвоена объекту критической информационной
инфраструктуры, или сведения об отсутствии необходимости присвоения одной из
категорий значимости, а также сведения о результатах оценки показателей критериев
значимости, содержащие полученные значения по
каждому из рассчитываемых показателей критериев значимости с обоснованием
этих значений или информацию о неприменимости показателей к объекту с
соответствующим обоснованием;
|
18.
Сведения, указанные в пункте 17
настоящих Правил, и их содержание направляются в
печатном и электронном виде по форме,
утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в
области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры.
По вновь создаваемым объектам критической информационной
инфраструктуры сведения, указанные в подпунктах
"а" - "в" и "з"
пункта 17 настоящих Правил,
направляются в течение 10 рабочих дней после утверждения требований к
создаваемому объекту критической информационной инфраструктуры, а сведения,
указанные в подпунктах
"г" - "ж" и "и"
пункта 17 настоящих Правил, - в
течение 10 рабочих дней после ввода объекта критической информационной
инфраструктуры в эксплуатацию (принятия на снабжение).
|
|
21.
Субъект критической информационной инфраструктуры не реже чем один раз в 5
лет осуществляет пересмотр
|
21.
Субъект критической информационной инфраструктуры не реже чем один раз в 5
лет, а также в случае изменения показателей
критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры или
их значений осуществляет пересмотр установленных
категорий значимости или решений об
отсутствии необходимости присвоения указанным объектам таких категорий
в соответствии с настоящими Правилами. В случае изменения категории
значимости сведения о результатах пересмотра категории значимости
направляются в федеральный орган, уполномоченный в области обеспечения
безопасности критической информационной инфраструктуры.
|
Перечень показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и их значения |
Перечень показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и их значений |
ПЕРЕЧЕНЬ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ
КРИТЕРИЕВ ЗНАЧИМОСТИ ОБЪЕКТОВ КРИТИЧЕСКОЙ
ИНФОРМАЦИОННОЙ
ИНФРАСТРУКТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И
ИХ
|
ПЕРЕЧЕНЬ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ
КРИТЕРИЕВ ЗНАЧИМОСТИ ОБЪЕКТОВ КРИТИЧЕСКОЙ
ИНФОРМАЦИОННОЙ
ИНФРАСТРУКТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И
ИХ ЗНАЧЕНИЙ
|
Перечень показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и их значения
I.
Социальная значимость
|
Перечень показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и их значений
I.
Социальная значимость
|
* Результаты анализа 187-ФЗ и рекомендации по его выполнению размещаются в разделе "ЧаВо по КИИ" на главной странице блога.
А можно подробнее про авторское сопровождение ПП-127 Министерством обороны? То что ФСТЭК по историческим мотивам находится в ведении МО РФ известно.
ОтветитьУдалитьНе в этом дело. Минобороны внесло на утверждение в 2018 году пп127 в правительство, а не ФСТЭК. Такой вот интересный финт сделали неожиданно. И все официальные запросы в администрацию правительства по разьяснению показателей перенаправлялись в миноборону, а не ФСТЭК.
ОтветитьУдалитьОго, вот этого не знал, спасибо.
Удалить