пятница, 14 июня 2019 г.

Наказание должно быть соизмеримо наносимому вреду


   Как я уже писал ранее, считаю, что в основу мер публично-правового наказания должен быть положен принцип соизмеримости вреда и наказания и это потребует расчета и обоснования видов наказания по конкретным составам правонарушений.
   Возможно для специалистов из мира ИБ это и будет удивительно, но подобные взгляды разделяет и Минюст и Правительство страны.


    Опубликована Концепция нового кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Концепция предусматривает следующие нововведения.
1. С учетом того, что за прошедшие годы меры административной ответственности подверглись существенному ужесточению, предлагается на основе анализа правоприменительной практики оценить санкции действующих норм Особенной части КоАП на предмет их соразмерности и обоснованности.
2.Также предлагается исключить административное приостановление деятельности из перечня видов административных наказаний, включив его в перечень мер обеспечения производства и существенно сократив предельный срок его применения.                                  Административное приостановление деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя станет возможно только в судебном порядке.
3.В целях обеспечения профилактической направленности законодательства об административных правонарушениях планируется предусмотреть в качестве общего правила назначение гражданам за впервые совершенные административные правонарушения, не являющиеся грубыми, и при отсутствии отягчающих обстоятельств административного наказания в виде предупреждения. Данный подход предлагается также распространить на индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и их работников в случае замены административного штрафа предупреждением.
4.В новом КоАП будут предусмотрены случаи и особенности освобождения от административной ответственности и от административного наказания, замены административного наказания, отсрочки, рассрочки, а также приостановления исполнения административного наказания. Планируется рассмотреть вопрос о закреплении института реабилитации лица, неправомерно привлеченного к административной ответственности, включая право на возмещение вреда, причиненного незаконным административным преследованием.
5.Предлагается усилить гарантии оказания квалифицированной юридической помощи по делам об административных правонарушениях, в частности, рассмотреть вопрос об обязательном участии адвоката в производстве по делам, по которым предусмотрена возможность назначения гражданину административного ареста.
6.Совершенствование законодательства об административных правонарушениях будет осуществляться во взаимосвязи с реформой контрольно-надзорной деятельности. При конструировании составов административных правонарушений, совершенных должностными и юридическими лицами, общественную вредность административных правонарушений планируется соотносить с категориями риска причинения вреда охраняемым законом ценностям. При этом меры принуждения в виде административной ответственности должны применяться только в случаях отсутствия должного реагирования со стороны юридического лица на предписания должностных лиц контролирующих органов или грубого нарушения обязательных требований.
7.Планируется закрепить положение, согласно которому не допускается одновременное привлечение юридического лица и его работника к административной ответственности за одни и те же действия, кроме случаев, когда юридическое лицо, наряду с его виновным работником, виновно в непринятии мер по недопущению совершения указанным работником административного правонарушения.
8.Будет исключена возможность назначения нескольких административных наказаний при одновременном выявлении однородных административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП.
9.Планируется предусмотреть случаи, когда рассмотрение дел об административных правонарушениях недопустимо должностными лицами, непосредственно участвовавшими в осуществлении мероприятий государственного контроля и составившими протоколы об административных правонарушениях по результатам таких мероприятий, путем закрепления конкретных составов административных правонарушений или конкретных сфер деятельности.
10.Должен претерпеть изменения и процесс производства по делам об административных правонарушениях.
11.По аналогии с подходом, предложенным в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности, нормы, регламентирующие внесудебные процедуры рассмотрения дел об административных правонарушениях, будут выделены из КоАП, при сохранении в нем положений о подведомственности таких дел субъектам административной юрисдикции.
   При этом нормы, регулирующие судопроизводство, будут помещены в процессуальное законодательство.
12.Новая система исполнения административных наказаний должна быть ориентирована, прежде всего, на формирование в обществе четкого понимания обязанности самостоятельного и добровольного их исполнения.
13.Стадия принудительного исполнения административных наказаний, влекущая негативные последствия для лиц, привлеченных к административной ответственности, будет носить исключительный характер и применяться в случае их уклонения от исполнения административных наказаний.
14.Предлагается распространить механизм уплаты в размере половины суммы наложенного административного штрафа не только на административные правонарушения в сферах дорожного движения и благоустройства территории, но и на иные административные правонарушения, за исключением некоторых, например, грубых, влекущих угрозу жизни и здоровью граждан.
15. Также представляется целесообразным предусмотреть возможность применения этого механизма помимо физических лиц и к иным субъектам административной ответственности

   ФСТЭК стоит обратить внимание на то, что предлагаемый ей законопроект противоречит Концепции, то есть не совпадает с позицией Минюста и Правительства РФ.
    Действующая правовая схема государственного регулирования в области обеспечения безопасности значимых объектов КИИ замечательно "укладывается в эту концепцию". Сначала предписание, у затем уже штраф. Штрафы должны быть соизмеримы с  категориями риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, а не с стоимостью выполнения требований 187-ФЗ как хотелось бы многим сторонникам "кнута" от отрасли ИБ.
     И попытки передать право на привлечение к административной ответственности на уровень начальников отделов то же обесценятся, за счет запрета по п.9 Концепции.
* Результаты анализа 187-ФЗ и рекомендации по его выполнению размещаются в разделе "ЧаВо по КИИ" на главной странице блога.


** Все новости блога на публичном Telegram-канале  t.me/ruporsecurite

*** YouTube - канал блога

1 комментарий:

  1. Самое классное во всём этом - это полное отсутствие утвержденных методик оценки вреда. Собственно, этот вопрос оставлен на откуп операторов. Таким образом имеем то, что и так имели - горизонт возможностей как по "выскальзыванию", так и по "компетентной оценке". Ну не работает такая схема (пример - оценка вреда субъекту ПДн, а если брать глубже, то требования по соответствию затрат на ИБ возможному вреду прописано ещё в СТР-К 2002 года!), и не будет работать!

    ОтветитьУдалить