четверг, 11 июля 2019 г.

Не нарушитель я, а тайный осведомитель.


     Казалось бы, банальная историю про работу ибешника. Технологический процесс предприятия построен на временном  размещение производственного оборудования для добычи природных ресурсов. Сохранение в тайне географических координат точек размещения производственного оборудования критически важно для бизнеса. Ибешник выявляет внутреннего нарушителя, который собирает  и передает данные о координатах точек, проводит внутреннее расследование. Отличная работа, и тут такая неожиданность. Что бывает, если выявить нарушителя, завербованного не конкурентами, а ФСБ?

    Специалистам по ИБ стоит учитывать в своей работе, что при осуществлении профессиональной деятельности они могут помешать деятельности правоохранительных органов, проводящих оперативные мероприятия. И здесь возможны нюансы.
    Замечательная публикация.
    "Во Владивостоке двух предпринимателей приговорили к трем годам колонии каждого за раскрытие и допрос в 2016 году агента ФСБ, который действовал на их шхуне. Сами бизнесмены думали, что обнаружили шпиона конкурирующей фирмы. Когда вскрылась правда, запись с признанием агента они послали в управление ФСБ, однако в ведомстве их обвинили в получении государственной тайны незаконным путем.
   «Судья Приморского краевого суда Павел Ветохин признал соучредителя ООО МВМ Дениса Решмета и его знакомого, бывшего сотрудника ФСБ Андрея Улезько, виновными в совершении преступления, предусмотренного пунктами «а» и «д» части 2 статьи 283.1 УК РФ — незаконное получение, в том числе путем похищения, обмана, шантажа, принуждения, угрозы применения насилия, сведений, составляющих государственную тайну», — приводит «Коммерсантъ» данные закрытого судебного дела двух бизнесменов.
     По данным следствия, в 2016 году Решмет отправил в Берингово море краболовную шхуну «Шумшу-107» на браконьерский промысел. Также он нанял своего знакомого, бывшего сотрудника спецслужб Улезько, чтобы тот следил за членами экипажа и помогал избегать патрулей пограничников ФСБ, полагают правоохранители. В ходе рейса Улезько обнаружил среди команды шпиона. По мнению следствия, его сразу заподозрили в сотрудничестве с ФСБ, по словам адвоката Решмета Андрея Юдичева, его подзащитный предположил, что агент работает на кого-то из его конкурентов.
     Остановившись в южнокорейском порту Пусан, Решмет и Улезько «вынудили, угрожая физической расправой и подавив волю к сопротивлению», неназванного агента ФСБ раскрыть цель пребывания на борту судна. После этого мужчину высадили на берег, а после рейса Решмет послал аудиозапись с его признанием в погрануправление ФСБ по Приморскому краю, приложив к нему заявление о возможном разглашении сведений, составляющих государственную тайну. 
    Летом 2017 года против Решмета и Улезько возбудили уголовное дело по статье 283.1 УК РФ («Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну»). Вскоре их отправили в СИЗО.
    Юдичев отметил, что будет оспаривать решение суда. «Решмет выполнил свой гражданский долг, направляя заявление в органы. У него не было умысла на получение информации от моряка о его сотрудничестве с ФСБ. Того подозревали в сливе информации конкурентам. У него были обнаружены записи с координатами крабовых порядков (ловушек), выставленных со шхуны. Если бы эти сведения получили конкуренты, они могли поднять порядки с добычей, а это нанесло бы огромный ущерб владельцу», — рассказал он."

  Интересная позиция защиты:
"Исходя из такой логики, любого работодателя, имеющего претензии к сотруднику, можно привлекать к уголовной ответственности, если работник утверждает, что сотрудничает с ФСБ»,— считает господин Юдичев."

* Результаты анализа 187-ФЗ и рекомендации по его выполнению размещаются в разделе "ЧаВо по КИИ" на главной странице блога.

** Все новости блога на публичном Telegram-канале  t.me/ruporsecurite

*** YouTube - канал блога

5 комментариев:

  1. Сразу видно, что бывший конторский знает свое дело и не зря получает деньги.

    А так, да, к такой ситуации должны быть готовы работники подразделений ИБ, которые осуществляют деятельности по объектовым СИ и/или СП, ну и работники служб собственной безопасности, защиты активов, экономической безопасности.
    Был подобный случай и в моей практике, когда в ходе обследования кабинета руководителя своей организации (он был в отпуске) было обнаружено закладное устройство в бытовом приборе. Начальник отдела ИБ был опытным и вспомнил опыт своих коллег, которые как-то аналогично попали, но тогда дело окончилось плохо. Поэтому он сразу в обход руководителя, замов доложил куратору из трехбуквенной конторы, который постоянно присутствует на объекте. Тот пояснил, что это их рук дело, а о находке не должен знать никто, особенно, руководство организации.

    ОтветитьУдалить
  2. Да, то же сталкивался с подобным при проверке помещений, но вот с человеческим фактором впервые. Мало кто готовится к такой ситуации заранее, а она вполне вероятно. И хорошо, если есть прикоммандированный для разруливания.

    ОтветитьУдалить
  3. В частной конторе прикомандированных нет. Но работу на ФСБ, формально, можно считать выполнением гражданского долга, как бы работодателю это не нравилось. Единственное, я не понимаю позицию ФСБ. Твой агент - ты и защищай. Всегда было золотым правилом. А если твоего агента сажают, то извини, больше с вами работать никто не будет и грош цена будет такой организации.

    ОтветитьУдалить
  4. Как работодателю информацию проверять о сотрудничестве?

    ОтветитьУдалить
  5. И агент в заметке прошёл свидетелем по уголовному делу. Его никто не посадил. Вообще указано, что не подтвердили факт сотрудничества с ним.

    ОтветитьУдалить