Закон о больших данных. Неужели свершилось?
https://regulation.gov.ru/projects#npa=99549 до 27 февраля можно внести свои замечания и предложения. Придерживаемся активной гражданской позиции.
А сам текст законопроекта размещен по другой ссылке
Как обычно, начнем с замысла авторов, с рассмотрения пояснительной записки к законопроекту.
Принятие законопроекта позволит унифицировать подходы к
деятельности по обработке больших данных, создаст правовые условия,
обеспечивающие превращение больших данных в ресурс социально-экономического
развития, в важный механизм формирования информационного потенциала общества и
государства при одновременном сохранении юридических гарантий прав и законных
интересов всех заинтересованных лиц.
В настоящее время на законодательном уровне нет правового
акта, регулирующего вопросы обработки больших данных, а также устанавливающего
компетенцию уполномоченного органа, права и обязанности участников
соответствующих общественных правоотношений. Имеющиеся нормативные правовые
акты в области информации не могут обеспечить надлежащее базовое правовое регулирование
этой деятельности с учетом ее специфики. Отсутствие законодательно закрепленных
подходов к обработке больших данных создает правовую лакуну, что не
способствует повышению уровня защищенности прав участников указанных
правоотношений.
Вопросов при прочтении текста законопроекта возникает больше чем ответов:
1. Что такое «неперсонифицированные данные» и чем
они отличаются от «персонифицированных данных»? Вот ФНС использует «Неперсонифицированные
сведения», а НПС оперирует «неперсонифицированными, персонифицированными или
корпоративными электронными средствами платежей». В пенсионном страховании
используется «индивидуальный (персонифицированный) учет».
2. Под
определение «больших данных» подходят ВСЕ! Где проходит граница между
«маленькими данными», «средними» и «большими данными»?
3. Что это за «большие данные», которые могут
обрабатываться без средств автоматизации? Картотеки бумажные?
4. Где отчет о регулирующем воздействии
законопроекта?
5. Опять реализация закона не повлечет затрат
бюджета страны? А РКН в рамках существующего бюджета будет новые функции
реализовывать и не потребуется создавать ФГИС "Реестр операторов больших данных"?
6. Что такое "оборот больших данных"? В законопроекте дается определение "обработка больших данных", у "оператора больших данных" нет задач по "обороту больших данных". Кто участник оборота "больших данных" тогда и за кем наблюдает РКН?
Собственно сам текст законопроекта:
1) дополнить статью 2 пунктами 21-23 следующего содержания:
«21) большие данные – совокупность неперсонифицированных
данных, классифицирующая по групповым признакам, в том числе информационные и
статистические сообщения, сведения о местоположении движимых и недвижимых
объектов, количественные и качественные характеристики видов деятельности,
поведенческие аспекты движимых и недвижимых объектов, полученных от различных
владельцев данных либо из различных структуированных или неструктуированных
источников данных, посредством сбора с использованием технологий, методов
обработки данных, технических средств, обеспечивающих объединение указанной
совокупности данных, ее повторное использованием, систематическое обновление,
форма представления которых не предполагает их отнесение к конкретному
физическому лицу;
22) оператор больших данных – государственный орган,
муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, саморегулируемая организация
или иное общественное объединение, не являющееся юридическим лицом,
индивидуальный предприниматель самостоятельно или совместно с другими лицами
организующие и (или) осуществляющие обработку больших данных, а также
определяющие цели обработки больших данных, состав больших данных, подлежащих
обработке, алгоритм действий (операций), совершаемых с большими данными;
23) обработка больших данных – действие (операция) или
совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств
автоматизации или без использования таких средств с большими данными, включая
сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление,
изменение), извлечение, использование, передачу (распространение,
предоставление, доступ), удаление, уничтожение, а также анализ обрабатываемых
больших данных;
2) дополнить статьей 122 следующего содержания:
Статья 122. Регулирование обработки больших данных, контроль
и надзор за обработкой и оборотом больших данных
1. Принципы, правовые основания, права и обязанности операторов
больших данных, порядок и условия оборота обработки больших данных, а также
контроль за обработкой и оборотом больших данных устанавливаются Правительством
Российской Федерации.
2. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых
коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации, создается и ведется реестр операторов
больших данных, а также осуществляется контроль за обработкой и оборотом
больших данных.
* Результаты анализа 187-ФЗ и рекомендации по его выполнению размещаются в разделе "ЧаВо по КИИ" на главной странице блога.
** Все новости блога на публичном Telegram-канале t.me/ruporsecurite
*** YouTube - канал блога
**** Яндекс.Дзен https://zen.yandex.ru/id/5c7b7864fa818600ae3856a1
***** Публичный ТамТам-канал https://tt.me/blog_ruporsecurite
******Группа вконтакте https://vk.com/klub187fz
*** YouTube - канал блога
**** Яндекс.Дзен https://zen.yandex.ru/id/5c7b7864fa818600ae3856a1
***** Публичный ТамТам-канал https://tt.me/blog_ruporsecurite
******Группа вконтакте https://vk.com/klub187fz
Еще один закон с максимально неопределенной сферой применения. Невозможно будет понять, кто подпадает под действие закона, а значит, подпадают все. Все виноваты.
ОтветитьУдалитьЭто как с персональными данным, под которыми скоро будут понимать просто имя "Иван". И с согласиями на обработку, которые по закону можно не брать (масса исключений), но за отсутствие согласие часто штрафуют.
С КИИ такая же картина. Компьютер в аптеке, торгующей памперсами, есть объект КИИ. Обязанность доказательства того, что вы не верблюд, лежит на вас. Увы.
Он ещё не принят. Идёт этап общественного обсуждения и каждый из нас может повлиять
ОтветитьУдалитьПовлиять-то может. Тут истинную цель принятия закона надо понять. Получть доп. полномочия и окучить бизнес еще и под предлогом "больших данных"?
УдалитьУ закона 152-ФЗ цель вроде неплохая: защита прав субъекта. А по сути он ничьи права не защищает: с ПДн государство делает все, что хочет никого не спрашивая. А операторов штрафуют за неподачу уведомления в РКН. От того, что кто-то подал уведомление, мне, как субъекту не становится легче.
152-ФЗ принимался совсем с другими целями. И он завязан на европейскую конвенцию.
УдалитьС бигдатой ситуация другая.
Этот комментарий был удален автором.
УдалитьДа, только вот целей своих он нисколько не достиг.
УдалитьС бигдатой получится то же: заведут реестр, всех обяжут подавать уведомления, возможно специальные лицензии введут, а РКН, прокуратура и ФСБ будут искать нарушения.
В текущей виде законопроекта так и будет. Из-за чего я и призываю подавать замечания на этапе общественного обсуждения.
УдалитьНовая версия законопроекта
ОтветитьУдалитьhttps://regulation.gov.ru/projects#npa=99549