пятница, 19 июня 2020 г.

Освобождение месенджера?



  Пресс-релиз на сайте Роскомнадзора вызвал не только шум в прессе, но и серьезные вопросы к легитимности принятых решений.



 "Позитивно оцениваем высказанную основателем Телеграмм готовность противодействовать терроризму и экстремизму.
  По согласованию с Генеральной прокуратурой РФ Роскомнадзор снимает требования по ограничению доступа к мессенджеру Телеграмм."
https://rkn.gov.ru/news/rsoc/news73050.htm

  Возникает вопрос: а причем здесь Генпрокуратура?
  Ответ:

  На основании этого требования РКН осуществлял блокировку доступа к телеграм. Были обращения в суды от пострадавших организаций https://zona.media/online/2018/08/06/rkn-ip.
  Обращаю внимание, что Генпрокуратура не требовала заблокировать доступ к месенджеру полностью, речь в Требованиях идет о конкретных ресурсах.
  "В возражениях надзорное ведомство подчеркивает, что в этом решении шла речь об ограничении доступа к семи аккаунтам мессенджера, которые пропагандируют деятельность нескольких запрещенных в России организаций на территории Сирии, а также к четырем сервисам, позволяющим обходить блокировки."

   А чем же обоснована блокировка работы самого месенджера на территории России?
Ответ: решением суда № 02-1779/2018, карточка дела - https://mos-gorsud.ru/rs/taganskij/services/cases/civil/details/2cc72aea-39e7-4f8e-adc9-37d170966efa?caseFinalRangeDateFrom=13.04.2018&caseFinalRangeDateTo=13.04.2018&formType=fullForm.

  И Генеральная прокуратура там никак не задействована.
История вопроса.
   14 апреля 2017 года, посредством почтовой связи, а также на адрес электронной почты Telegram Messenger Limited Liability Partnership, содержащихся в реестровой записи № 90-РР, Федеральной службой безопасности Российской Федерации был направлен запрос о предоставлении Telegram Messenger Limited Liability Partnership в Управление ФСБ России информации, необходимой для декодирования электронных сообщений пользователей сети «Интернет», со сроком исполнения до 19.07.2017 года.
  Информация не предоставлена.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 383 Мещанского района города Москвы от 16 октября 2017 года Telegram Messenger Limited Liability Partnership признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 13.31 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность  за неисполнение организатором распространения информации в сети "Интернет" обязанности предоставлять в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 руб.
   Информации об уплате штрафа нет.
20 марта 2018 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в адрес Telegram Messenger Limited Liability Partnership были направлены уведомления на русском и английском языках о неисполнении установленных обязанностей, в котором последнему был предоставлен срок 15 дней с момента получения уведомления для исполнения обязанности, предусмотренной ч. 4.1 ст. 10.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
  Телеграм дал официальный ответ - отсутствует техническая возможность выполнить требования РКН.
  Обращение РКН  в суд с заявлением об ограничении на территории Российской Федерации доступа к информационным ресурсам, функционирование которых обеспечивается Telegram Messenger Limited Liability Partnership, указывая в обоснование требований, что в нарушение норм действующего законодательства, в частности ч. 4.1 ст. 10.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Telegram Messenger Limited Liability Partnership не исполнена обязанность по предоставлению в Федеральную службу безопасности Российской Федерации информации, необходимой для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений, что является основанием для применения в отношении Telegram Messenger Limited Liability Partnership ч. 2 ст. 15.4 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», предусматривающей возможность ограничения доступа к информационным системам и программам для электронных вычислительных машин, которые предназначены и используются для приема, передачи, доставки и обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет" и функционирование которых обеспечивается данным организатором, до исполнения таких обязанностей.
  Вынесено решение суда:
   Установить на территории Российской Федерации ограничение доступа к информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и функционирование которых обеспечивается Telegram Messenger Limited Liability Partnership, до исполнения указанным организатором распространения информации в сети «Интернет» обязанности по представлению в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информации, необходимой для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений.
   Обязать Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принять меры по ограничению доступа на территории Российской Федерации к информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и функционирование которых обеспечивается Telegram Messenger Limited Liability Partnership, до исполнение указанным организатором распространения информации в сети «Интернет» обязанности по представлению в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информации, необходимой для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений.
   Обязать Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и иных лиц прекратить создание технических условий для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет», распространяемых посредством информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, функционирование которых обеспечивает Telegram Messenger Limited Liability Partnership, в том числе путем ограничения доступа к указанным информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, до исполнения указанным организатором распространения информации в сети «Интернет» установленной обязанности по представлению в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информации, необходимой для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений.  

  Ответ пресс-службы суда на запрос СМИ: решение суда в силе и не отменено.

  Вывод: блокировка осуществлялась по заявлению РКН на основании уведомления ФСБ о неисполнении ОРИ своих обязанностей, установленных 149-ФЗ.
 Перед этим ОРИ был оштрафован по решению другого суда.
 РКН обязан блокировать, а не на свое усмотрение это делать. Суд обязал РКН, а не дал право.
 Условие снятие блокировки - передача информации в ФСБ.

  Итог: судя по тексту пресс-релиза РКН и суда, речь может идти исключительно о снятии блокировки конкретных ресурсов в телеграмме, заблокированных по требованию Генпрокуратуры ранее.
   Если же речь идет о снятии полной блокировки на территории России, то такое решение РКН должен быть согласовано с ФСБ, а не с Генпрокуратурой. 
   Так как такой информации не опубликовано, а вариант согласования Генпрокурором неисполнения РКН судебного решения выглядит сомнительным, то телеграм на территории страны продолжает быть запрещенным!
    


* Результаты анализа 187-ФЗ и рекомендации по его выполнению размещаются в разделе "ЧаВо по КИИ" на главной странице блога.

** Все новости блога на публичном Telegram-канале  t.me/ruporsecurite

*** YouTube - канал блога

**** Яндекс.Дзен https://zen.yandex.ru/id/5c7b7864fa818600ae3856a1

***** Публичный ТамТам-канал https://tt.me/blog_ruporsecurite

3 комментария:

  1. При этом на 19.06.2020 12:37(мск) адрес https://telegram.org/ уже отсутствует в блоклистах РКН

    ОтветитьУдалить
  2. это логично, РКН же объявил о снятии блокировки.
    Вопрос только в законности таких действий.

    ОтветитьУдалить
  3. Минкомсвязь настаивает, что они все таки решили не исполнять именно судебное решение.

    "Решение было принято не министерством, а Роскомнадзором и прокуратурой в отношении судебного решения, что в настоящий момент, в связи с невозможностью технической блокировки Telegram и тем, что представители Telegram начали активно сотрудничать по борьбе с терроризмом и наркоманией, можно было отменить решение о блокировке с чисто технической точки зрения", - сказал замминистра в ходе онлайн-дискуссии "Новый мировой политический нарратив: стиль и слог - 2020" клуба "Валдай". https://tass.ru/ekonomika/8788847?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews

    ОтветитьУдалить