В этой заметке обсудим приказ ФСТЭК России от 28.05.2020 № 75 "Об утверждении Порядка согласования субъектом критической информационной инфраструктуры Российской Федерации с Федеральной службой по техническому и экспортному контролю подключения значимого объекта критической информационной инфраструктуры Российской Федерации к сети связи общего пользования"(Зарегистрировано в Минюсте России 15.09.2020 № 59866) Начало действия документа - 26.09.2020.
Забавно, но изменилось название приказа с момента общественного обсуждения проекта приказа
22.05.2020 проект приказа ФСТЭК «Об утверждении Порядка согласования Федеральной службой по техническому и экспортному контролю подключения значимого объекта критической информационной инфраструктуры Российской Федерации к сети связи общего пользования».
28.05.2020 подписан и 15.09.2020 официально опубликован приказ ФСТЭК от 28.05.2020 № 75 с наименованием «Об утверждении Порядка согласования субъектом критической информационной инфраструктуры Российской Федерации с Федеральной службой по техническому и экспортному контролю подключения значимого объекта критической информационной инфраструктуры Российской Федерации к сети связи общего пользования».
Ранее уже анализировал проект приказа:
https://valerykomarov.blogspot.com/2020/05/blog-post.html
https://valerykomarov.blogspot.com/2020/05/blog-post_28.html
Меня более всего заинтересовал вопрос, а почему не требуется согласования с ФСТЭК, если значимый объект на момент его включения в реестр ЗОКИИ подключен к сети связи общего пользования ?
Разработчик проекта НПА от ФСТЭК России - Кубарев Алексей Валентинович
ответил на это вопрос
Смотрим утвержденную формулировку п.3 Приказа
Таким образом получается, что, если субъект КИИ указал в разделе № 3 формы уведомления о результатах категорирования своего будущего ЗОКИИ подключение к сети связи общего пользования, то он это приказ выполнять не будет никогда? И неважно когда ЗОКИИ был включен в реестр. До вступления в силу Приказа или после.
|
Проект |
Действующая
редакция |
||||||||||||||||||
|
Порядок согласования Федеральной службой по техническому и экспортному
контролю подключения значимого объекта критической информационной
инфраструктуры Российской Федерации к сети связи общего пользования |
Порядок согласования субъектом критической информационной инфраструктуры
Российской Федерации с Федеральной службой по техническому и экспортному
контролю подключения значимого объекта критической информационной
инфраструктуры Российской Федерации к сети связи общего пользования |
||||||||||||||||||
1. |
1.
Настоящий Порядок устанавливает процедуру согласования ФСТЭК России
подключения значимого объекта критической информационной инфраструктуры
Российской Федерации (далее – критическая информационная инфраструктура) к
сети связи общего пользования в случаях, установленных пунктом 3 Правил
подготовки и использования ресурсов единой сети электросвязи Российской
Федерации для обеспечения функционирования значимых объектов критической
информационной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской
Федерации от 8 июня 2019 г. № 743 (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2019, № 24, ст. 3099). |
1. Настоящий Порядок устанавливает процедуру согласования
субъектом критической информационной инфраструктуры Российской Федерации
(далее - субъект критической информационной инфраструктуры) с ФСТЭК России подключения
значимого объекта критической информационной инфраструктуры Российской
Федерации (далее - значимый объект) к сети связи общего пользования, осуществляемого
в соответствии с пунктом 3 Правил подготовки и использования ресурсов единой
сети электросвязи Российской Федерации для обеспечения функционирования
значимых объектов критической информационной инфраструктуры, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2019 г. № 743
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 24, ст. 3099) (далее
- Правила). |
||||||||||||||||||
2. |
новый пункт 2 |
2.
Согласование подключения создаваемого значимого объекта осуществляется до
ввода его в действие на этапе, определяемом субъектом критической
информационной инфраструктуры. Согласование подключения действующего
значимого объекта осуществляется до заключения договора с оператором связи,
предусмотренного пунктом 6 Правил. |
||||||||||||||||||
3. |
2.
Имеющееся на момент включения значимого объекта критической информационной
инфраструктуры (далее – значимый объект) в реестр значимых объектов
критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, ведение
которого осуществляется ФСТЭК России в соответствии с подпунктом 31.8 пункта
8 Положения о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю,
утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. №
1085 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 34, ст. 3541;
2006, № 49, ст. 5192; 2008, № 43, ст. 4921; № 47, ст. 5431; 2012, № 7, ст.
818; 2013, № 26, ст. 3314; № 53, ст. 7137; 2014, № 36, ст. 4833; № 44, ст.
6041; 2015, № 4, ст. 641; 2016, № 1, ст. 211; 2017, № 48, ст. 7198; 2018, №
20, ст. 2818) (далее - реестр значимых объектов критической информационной
инфраструктуры), подключение этого объекта к сети связи общего пользования
согласования ФСТЭК России не требует. |
3.
В случае если значимый объект на момент его включения в реестр значимых
объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации
(далее - реестр значимых объектов критической информационной инфраструктуры) подключен
к сети связи общего пользования, согласование ФСТЭК России в соответствии с
настоящим Порядком не требуется. |
||||||||||||||||||
|
3.
ФСТЭК России осуществляет согласование в части достаточности применяемых при
подключении значимого объекта к сети связи общего пользования
программно-аппаратных и (или) программных средств обеспечения безопасности
значимых объектов (далее – средства защиты информации). |
|
||||||||||||||||||
4. |
4.
Для согласования подключения значимого объекта к сети связи общего
пользования субъект критической информационной инфраструктуры представляет
посредством почтового отправления или непосредственно в ФСТЭК России
следующие сведения: а)
полное и сокращенное (в случае, если имеется) наименование субъекта
критической информационной инфраструктуры; б)
наименование значимого объекта, планируемого к подключению к сети связи общего
пользования, и его регистрационный номер в реестре значимых объектов
критической информационной инфраструктуры; в)
цель взаимодействия значимого объекта с сетью связи общего пользования
(оказание услуг, управление, контроль за технологическим, производственным
оборудованием (исполнительными устройствами), доступ к информационным
ресурсам, обеспечение информационного взаимодействия между территориально
распределенными сегментами значимого объекта, либо между значимым объектом и
иными системами (сетями), иная цель); г)
планируемый способ взаимодействия значимого объекта с сетью связи общего
пользования с указанием типа доступа к сети электросвязи (проводной,
беспроводной) и протоколов сетевого взаимодействия; д)
сведения о средствах защиты информации, применяемых для обеспечения
безопасности значимого объекта (наименование, модель, версия программного
обеспечения, наличие сертификатов, иных документов, содержащих результаты
оценки соответствия средства защиты информации требованиям по безопасности в
форме испытаний или приемки).
|
4.
Для согласования подключения значимого объекта к сети связи общего
пользования субъект критической информационной инфраструктуры представляет
посредством почтового отправления или непосредственно в ФСТЭК России
следующие сведения: а)
полное и сокращенное (при наличии) наименование субъекта критической
информационной инфраструктуры, его адрес в пределах места нахождения,
идентификационный номер налогоплательщика; б)
наименование значимого объекта, в отношении которого планируется подключение
к сети связи общего пользования, его регистрационный номер в реестре значимых
объектов критической информационной инфраструктуры; в)
цель подключения значимого объекта к сети связи общего пользования (оказание
услуг, управление, контроль за технологическим, производственным
оборудованием (исполнительными устройствами), доступ к информационным
ресурсам, передача информации (данных), обеспечение информационного
взаимодействия между сегментами значимого объекта либо с другим значимым
объектом и иными системами (сетями), иная цель); г)
планируемый тип подключения значимого объекта к сети связи общего пользования
(проводной, беспроводной), наименования протоколов сетевого взаимодействия,
используемых для целей подключения; д)
наименование, модель программно-аппаратных и (или) программных средств
обеспечения безопасности значимого объекта, применяемых при его подключении к
сети связи общего пользования (далее - средства), с указанием версий программного
обеспечения средств; е)
номера сертификатов соответствия, имеющихся на средства, и даты их выдачи (для
средств, прошедших оценку соответствия в форме обязательной сертификации); ж)
реквизиты протоколов испытаний, содержащих результаты оценки соответствия
средств (для средств, прошедших оценку соответствия в форме испытаний,
приемки). Рекомендуемый
образец представления сведений о значимом объекте критической информационной
инфраструктуры Российской Федерации, в отношении которого планируется подключение
к сети связи общего пользования, приведен в приложении к настоящему Порядку. К
сведениям прилагаются следующие документы: копия
модели угроз безопасности информации значимого объекта, разработанной в
соответствии с пунктом 11 Требований по обеспечению безопасности значимых
объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации,
утвержденных приказом ФСТЭК России от 25 декабря 2017 г. № 239
(зарегистрирован Минюстом России 26 марта 2018 г., регистрационный № 50524)
(с изменениями, внесенными приказом ФСТЭК России от 9 августа 2018 г. № 138
(зарегистрирован Минюстом России 5 сентября 2018 г., регистрационный № 52071)
и приказом ФСТЭК России от 26 марта 2019 г. № 60 (зарегистрирован Минюстом
России 18 апреля 2019 г., регистрационный № 54443), и утвержденной
руководителем субъекта критической информационной инфраструктуры или
уполномоченным им лицом; копии
протоколов испытаний, содержащих результаты оценки соответствия средств (для
средств, прошедших оценку соответствия в форме испытаний, приемки); схема
организации связи (в случае предоставления оператором связи субъекту
критической информационной инфраструктуры цифровых каналов связи). |
||||||||||||||||||
5. |
5.
Сведения оформляются на русском языке (допускается указывать на иностранном
языке фирменные наименования оборудования и программных
(программно-аппаратных) средств), подписываются руководителем субъекта
критической информационной инфраструктуры или уполномоченным им лицом. |
5.
Сведения оформляются на русском языке (допускается указывать на иностранном
языке фирменные наименования средств), подписываются руководителем субъекта
критической информационной инфраструктуры или уполномоченным им лицом. Сведения
с сопроводительным письмом направляются в ФСТЭК России на бумажном носителе с
приложением электронной копии сведений в формате файлов электронных таблиц (.ods).
Документы, указанные в абзацах одиннадцатом - тринадцатом пункта 4 настоящего
Порядка, представляются на бумажном носителе. |
||||||||||||||||||
|
6.
ФСТЭК России в целях принятия решения о согласовании подключения значимого
объекта к сети связи общего пользования оценивает достаточность применяемых
при подключении средств защиты информации. |
пункт 6 данного содержания исключен |
||||||||||||||||||
6. |
7.
В соответствии с Требованиями по обеспечению безопасности значимых объектов
критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, утвержденными
приказом ФСТЭК России от 25 декабря 2017 г. № 239 (зарегистрирован Минюстом
России 26 марта 2018 г., регистрационный № 50524) (с изменениями, внесенными
приказом ФСТЭК России от 9 августа 2018 г. № 138 (зарегистрирован Минюстом
России 5 сентября 2018 г., регистрационный № 52071) и приказом ФСТЭК России
от 26 марта 2019 г. № 60 (зарегистрирован Минюстом России 18 апреля 2019 г.,
регистрационный № 54443), достаточным для обеспечения безопасности значимого
объекта при его подключении к сети связи общего пользования является
применение следующих средств защиты информации, прошедших оценку на
соответствие требованиям по безопасности в форме обязательной сертификации,
испытаний или приемки: а)
программно-аппаратный межсетевой экран уровня сети, реализующий в том числе
функции сокрытия архитектуры и конфигурации значимого объекта. Межсетевой
экран размещается между сетью связи общего пользования и компонентами
значимого объекта, а также между этими компонентами и иными информационными
(автоматизированными) системами и информационно-телекоммуникационными сетями.
Для обеспечения безопасности значимого объекта 1 или 2 категории значимости
межсетевой экран дополнительно должен обеспечивать исключение выхода (входа)
через управляемые (контролируемые) сетевые интерфейсы информационных потоков
по умолчанию, а также идентификацию сторон сетевого соединения (сеанса
взаимодействия) по логическим именам (имя устройства и (или) его
идентификатор), логическим адресам (например, IP-адресам) и (или) по
физическим адресам (например, МАС-адресам) устройства или по комбинации
имени, логического и (или) физического адресов устройства; б) программно-аппаратный граничный маршрутизатор, обеспечивающий подключение значимого объекта к сети связи общего пользования и реализующий функцию управления сетевыми потоками. Маршрутизатор размещается между сетью связи общего пользования и компонентами значимого объекта. Для обеспечения безопасности значимого объекта 1 или 2 категории значимости маршрутизатор дополнительно должен обладать отдельными физическими управляемыми (контролируемыми) сетевыми интерфейсами, предназначенными для обеспечения взаимодействия публичных общедоступных ресурсов со значимым объектом (для значимого объекта, для которого требуется взаимодействие с публичным общедоступным ресурсом например, с общедоступным веб-сервером), а также для каждого внешнего телекоммуникационного сервиса; в) средства антивирусной защиты, реализующие сигнатурные и эвристические методы выявления вредоносных компьютерных программ. Средства применяются на функционирующих между сетями связи общего пользования и компонентами значимого объекта средствах защиты информации (межсетевых экранах, граничных маршрутизаторах и других средствах защиты информации), на которых возможна установка таких средств, и (или) серверах, обеспечивающих взаимодействие значимого объекта с сетью связи общего пользования, прокси-серверах и (или) почтовых шлюзах. Для обеспечения безопасности значимого объекта 1 или 2 категории значимости средства должны реализовывать фильтрацию по содержимому электронных сообщений с использованием критериев, позволяющих относить электронные сообщения к незапрашиваемым сигнатурным и (или) эвристическим методами, фильтрацию на основе информации об отправителе электронного сообщения (в том числе с использованием списков запрещенных и (или) разрешенных отправителей), а также дополнительно должно обеспечиваться централизованное управление установленными на компонентах значимого объекта средствами антивирусной защиты (установка, удаление, обновление, конфигурирование и контроль актуальности версий программного обеспечения средств антивирусной защиты); г)
средство криптографической защиты информации (для значимого объекта, для
которого в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется
защита криптографическими методами передаваемой информации), обеспечивающее
защиту передаваемой и принимаемой по сети связи общего пользования, а также в
иные информационные (автоматизированные) системы и
информационно-телекоммуникационные сети информации от раскрытия, модификации
и навязывания (ввода ложной информации); д)
средства обнаружения (предотвращения) вторжений (компьютерных атак) уровня
сети (для значимого объекта 1 или 2 категории значимости). Компоненты
регистрации событий (сенсоры или датчики) средства размещаются между сетью
связи общего пользования и компонентами значимого объекта, а также между
этими компонентами и иными информационными (автоматизированными) системами и
информационно-телекоммуникационными сетями. Управление компонентами такой
системы, установленными в разных сегментах значимого объекта, должно
осуществляться централизованно; е)
межсетевой экран уровня веб-сервера (для значимого объекта 1 категории
значимости, в составе которого функционирует сервер, обслуживающий сайты,
веб-службы и (или) веб-приложения), обеспечивающий контроль и фильтрацию
информационных потоков по протоколу передачи гипертекста, проходящих к
веб-серверу и от него. Межсетевой экран размещается между веб-сервером и
сетью связи общего пользования, иными информационными (автоматизированными)
системами, информационно-телекоммуникационными сетями, либо на этом
веб-сервере. Указанные
средства защиты информации могут быть реализованы как отдельные изделия, либо
входить в состав одного программно-аппаратного комплекса (нескольких
программно-аппаратных комплексов). |
6.
ФСТЭК России на основе представленных субъектом критической информационной
инфраструктуры сведений и документов оценивает достаточность применяемых при
подключении значимого объекта к сети связи общего пользования средств в
соответствии с Требованиями к созданию систем безопасности значимых объектов
критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и обеспечению
их функционирования, утвержденными приказом ФСТЭК России от 21 декабря 2017
г. № 235 (зарегистрирован Минюстом России 22 февраля 2018 г., регистрационный
№ 50118) (с изменениями, внесенными приказом ФСТЭК России от 27 марта 2019 г.
№ 64 (зарегистрирован Минюстом России 13 июня 2019 г., регистрационный №
54929), и Требованиями по обеспечению безопасности значимых объектов
критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, утвержденными
приказом ФСТЭК России от 25 декабря 2017 г. № 239. |
||||||||||||||||||
7. |
|
7. В случае если представленные субъектом
критической информационной инфраструктуры сведения недостаточны для принятия
решения о согласовании либо об отказе в согласовании подключения значимого
объекта к сети связи общего пользования, ФСТЭК России запрашивает дополнительные
сведения по безопасности значимого объекта в целях уточнения состава актуальных
для значимого объекта угроз безопасности информации и применяемых в нем средств
защиты информации.
Запрос
дополнительных сведений подписывается заместителем директора ФСТЭК России в
соответствии с распределением обязанностей или начальником структурного подразделения
ФСТЭК России, реализующего полномочия в области обеспечения безопасности
значимых объектов, и вручается уполномоченному представителю субъекта
критической информационной инфраструктуры либо направляется почтовым
отправлением, по адресу, указанному субъектом критической информационной
инфраструктуры при представлении сведений, предусмотренных пунктом 4
настоящего Порядка.
Субъект
критической информационной инфраструктуры представляет запрошенные сведения
посредством почтового отправления или непосредственно в ФСТЭК России. |
||||||||||||||||||
8. |
8.
Решение о согласовании либо об отказе в согласовании подключения значимого
объекта к сети связи общего пользования принимается в течение 20 рабочих дней
со дня поступления в ФСТЭК России сведений, указанных в пункте 4 настоящего
Порядка. |
8.
Решение о согласовании либо об отказе в согласовании подключения значимого
объекта к сети связи общего пользования принимается в течение 20 рабочих дней
со дня поступления в ФСТЭК России сведений и документов, указанных в пункте 4
настоящего Порядка. В
случае запроса ФСТЭК России дополнительных сведений по безопасности значимого
объекта, необходимых для принятия решения о согласовании либо об отказе в согласовании подключения
значимого объекта к сети связи общего пользования, решение принимается в
течение 10 рабочих дней со дня поступления в ФСТЭК России дополнительных сведений
от субъекта критической информационной инфраструктуры. |
||||||||||||||||||
9. |
9.
Основаниями для отказа в согласовании подключения значимого объекта к сети
связи общего пользования являются:
представление
субъектом критической информационной инфраструктуры в ФСТЭК России неполного
объема сведений, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка;
выявление
в представленных в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка сведениях
недостоверной информации;
недостаточность
применяемых при подключении значимого объекта к сети связи общего пользования
средств защиты информации для обеспечения его безопасности. |
9.
Основаниями для отказа в согласовании подключения значимого объекта к сети
связи общего пользования являются:
представление
субъектом критической информационной инфраструктуры в ФСТЭК России неполного
объема сведений и документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, или непредставление
дополнительных сведений, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка;
несоответствие
наименований, моделей, используемых версий программного обеспечения средств наименованиям,
моделям, версиям программного обеспечения средств, указанным в сертификатах
соответствия (для средств, прошедших оценку соответствия в форме обязательной
сертификации);
несоответствие
наименований, моделей, используемых версий программного обеспечения средств наименованиям,
моделям, версиям программного обеспечения средств, указанным в протоколах
испытаний, содержащих результаты оценки соответствия средств (для средств, прошедших
оценку соответствия в форме испытаний, приемки);
несоответствие
средств Требованиям к созданию систем безопасности значимых объектов критической
информационной инфраструктуры Российской Федерации и обеспечению их
функционирования, утвержденным приказом ФСТЭК России от 21 декабря 2017 г. №
235, или Требованиям по обеспечению безопасности значимых объектов
критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, утвержденным приказом
ФСТЭК России от 25 декабря 2017 г. № 239. |
||||||||||||||||||
10. |
10.
Уведомление о согласовании либо об отказе в согласовании подключения
значимого объекта критической информационной инфраструктуры к сети связи
общего пользования с мотивированным обоснованием причин отказа подписывается
начальником структурного подразделения ФСТЭК России, реализующего полномочия
в области обеспечения безопасности значимых объектов и вручается
уполномоченному представителю субъекта критической информационной
инфраструктуры, либо направляется почтовым отправлением по адресу, указанному
субъектом критической информационной инфраструктуры при представлении
сведений, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка. |
10. Уведомление о согласовании либо об отказе в
согласовании подключения значимого объекта к сети связи общего пользования с
мотивированным обоснованием причин отказа подписывается заместителем
директора ФСТЭК России в соответствии с распределением обязанностей или начальником
структурного подразделения ФСТЭК России, реализующего полномочия в области
обеспечения безопасности значимых объектов, и вручается уполномоченному
представителю субъекта критической информационной инфраструктуры либо
направляется почтовым отправлением по адресу, указанному субъектом
критической информационной инфраструктуры при представлении сведений,
предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка. |
||||||||||||||||||
11. |
11.
Уточненные и повторно направленные субъектом критической информационной
инфраструктуры в ФСТЭК России сведения считаются вновь поступившими и
рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Порядком. |
11. Повторно направленные субъектом критической
информационной инфраструктуры в ФСТЭК России сведения считаются вновь
поступившими и рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные настоящим
Порядком. |
||||||||||||||||||
12. |
новое Приложение |
Приложение к Порядку согласования субъектом
критической информационной инфраструктуры Российской Федерации с Федеральной
службой по техническому и
экспортному контролю подключения значимого
объекта критической информационной инфраструктуры Российской Федерации к сети
связи общего пользования, утвержденному приказом ФСТЭК России от « 28 » мая 2020 г. № 75
Рекомендуемый образец
Сведения о значимом объекте
критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, в отношении
которого планируется подключение к сети связи общего пользования
Наименование
субъекта критической информационной инфраструктуры ________________________________________________ указывается полное и
сокращенное (при наличии) именование
Адрес
местонахождения субъекта критической информационной инфраструктуры
________________________________________________
Идентификационный
номер налогоплательщика ________________
Адрес
для переписки ______________________________
Приложение:
1.
Копия модели угроз безопасности информации значимого объекта.
2.
Копии протоколов испытаний, содержащих результаты оценки соответствия средств
(для средств, прошедших оценку соответствия в форме испытаний, приемки).
3.
Схема организации связи (в случае предоставления оператором связи субъекту
критической информационной инфраструктуры цифровых каналов связи).
Руководитель
субъекта критической информационной
инфраструктуры (уполномоченное
им лицо) _____________ __________________ (подпись) (расшифровка подписи)
|
* Результаты анализа 187-ФЗ и рекомендации по его выполнению размещаются в разделе "ЧаВо по КИИ" на главной странице блога.
*** YouTube - канал блога
**** Яндекс.Дзен https://zen.yandex.ru/id/5c7b7864fa818600ae3856a1
***** Публичный ТамТам-канал https://tt.me/blog_ruporsecurite
Прикольно, что согласно этому приказу ЗОКИИ может быть таковым до включения в реестр ЗОКИИ (см. п. 3 Порядка), хотя по Закону нет.
ОтветитьУдалитьЭто согласно пп127 уже прописано. Когда такие юридические тонкости волновали ФСТЭК?
УдалитьИнтересно, подаст ли кто-нибудь на ФСТЭК в суд и в судебном порядке отменит этот странный приказ? Или как обычно у нас, строгость законов компенсируется необязательностью исполнения?)
ОтветитьУдалитьА кому это нужно? Для субъектов КИИ этот приказ безобиден. Наказания за его не исполнение не предусмотрено даже в проекте КОАП.
УдалитьВалерий Вы же уже описывали схемы принуждения и штрафов субъектов кии через прокурорские проверки....
УдалитьЭтот приказ ФСТЭК утверждает порядок согласования и не более. Прокуратуре он не интересен, да и тяжело за него спросить напрямую. Приказ не про обязанности субъекта КИИ.
Удалить