Инициатива законодателей по жесткому регулированию "просветительской деятельности" изначально привлекла мое внимание с точки зрения оценки рисков для блогеров. Но выход проекта постановления Правительства заставил пересмотреть свои взгляды. Обнаружились очень интересные нюансы.
И так, имеем Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения об осуществлении просветительской деятельности"
Дата окончания общественного обсуждения 7 мая 2021 г. Еще можем успеть подать замечания! Проявляем активную гражданскую позицию. Дизлайков уже проставлено несколько тысяч.
Традиционно начнем с оценки замысла авторов:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения об осуществлении просветительской деятельности»
Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения об осуществлении просветительской деятельности» (далее – проект постановления) разработан в целях реализации части 3 статьи 12.2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Проект постановления устанавливает порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также порядок проведения контроля за ней.
Однако, в самом проекте ПП перечень задействованных организаций намного шире.
1.Настоящее Положение устанавливает порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную, научную деятельность и деятельность в сфере культуры, а также порядок проведения контроля за ней.
И тут мы вспоминаем, что научная деятельность это одна из 13 сфер в 187-ФЗ. И субъекты КИИ с объектами КИИ, функционирующими в сфере "наука" попадают под этот закон и ПП!
А с ЗОКИИ в сфере "наука" однозначное попадание. Смотрим п.15 приказа ФСТЭК № 235
Субъект критической информационной инфраструктуры должен проводить не реже одного раза в год организационные мероприятия, направленные на повышение уровня знаний работников по вопросам обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры и о возможных угрозах безопасности информации.
Конечно мне могут возразить, что такого направления не указано в проекте ПП. Смотрим что нам предложили авторы проекта:
Просветительская деятельность осуществляется по следующим направлениям:
……
по иным направлениям, соответствующим целям просветительской деятельности, установленным пунктом 35 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
35) просветительская деятельность - осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
И для понимания чем это грозит организации:
3.Просветительская деятельность осуществляется в следующих формах:
1)организация презентаций, лекториев;
2)проведение семинаров, мастер-классов, круглых столов, дискуссий;
3)организация размещения или распространения информационно-печатной продукции, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
4)организация демонстрации или распространения видео-, аудиоматериалов, том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
5)создание просветительских интернет-порталов;
6) в иных формах, обеспечивающих достижение целей просветительской деятельности.
4.Просветительская деятельность осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на основании договоров об оказании услуг, заключенных субъектами осуществления просветительской деятельности с организациями, осуществляющими образовательную, научную деятельность и деятельность в сфере культуры (далее – Договор).
5.Физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели), заключающие Договор, на момент заключения Договора должны соответствовать следующим требованиям:
а) являются совершеннолетними;
б) принимают (принимали) участие в реализации общественно значимых инициатив и (или) на протяжении не менее 2-х лет, предшествующих заключению Договора, осуществляют деятельность, соответствующую направлениям просветительской деятельности, указанным в пункте 2 настоящего Положения;
в) отсутствуют ограничения к занятию педагогической деятельностью, предусмотренные статьей 331 Трудового кодекса Российской Федерации.
6.Юридические лица, заключающие Договор, на момент заключения Договора должны соответствовать следующим требованиям:
а) не включены в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента;
б) не имеют задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам;
в) у сотрудников, планируемых к привлечению к непосредственному осуществлению просветительской деятельности, отсутствуют ограничения к занятию педагогической деятельностью, предусмотренные статьей 331 Трудового кодекса Российской Федерации;
г) размещают на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» следующую информацию:
о дате создания юридического лица, об учредителе (учредителях), месте нахождения юридического лица и его представительств и (или) филиалов (при наличии), контактных телефонах и адресах электронной почты;
о персональном составе сотрудников, планируемых к привлечению к непосредственному осуществлению просветительской деятельности, с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы.
7.Организации осуществляют размещение информации о заключенных Договорах на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
8.Обеспечение контроля соответствия реализуемой просветительской деятельности ее целям и направлениям, предусмотренным настоящим Положением, осуществляется учредителями организаций, которые заключили Договоры с субъектами осуществления просветительской деятельности, в рамках проведения анализа отчетов о результатах самообследования образовательных организаций, предоставляемых учредителям в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
В отношении организаций, находящихся в ведении федеральных государственных органов, которые заключили Договоры с субъектами осуществления просветительской деятельности, указанный контроль осуществляется соответствующими федеральными государственными органами.
"Статья 12.2. Общие требования к осуществлению просветительской деятельности
1. Просветительскую деятельность осуществляют органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации, а также вправе осуществлять физические лица, индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также порядок проведения контроля за ней устанавливается Правительством Российской Федерации.";
Выводы:
1. Под просветительскую деятельность попадают: вебинары, мастер-классы, обучающие видеоролики, памятки от учебных центров по ИБ. И даже дискуссии! Например, если меня пригласит АИС для участия в дискуссии по КИИ на круглый стол, то это может расцениваться как просветительская деятельность с привлечением физлица. И это потребует соблюдение требований и от меня и от АИС. Но та же самая дискуссия, организованная обычным интегратором ИБ, вендором или просто ресторатором - и никаких проблем. Главное, что бы организаторы круглого стола не занимались научной, культурной или образовательной деятельностью.
2. Субъектам КИИ с ЗОКИИ сферы "наука" придется выполнять требования по осуществлению просветительской деятельности в рамках выполнения требований подзаконных актов 187-ФЗ в отношении собственно персонала.
P.S. Я не смог до конца разобраться с произвольным расширением задействованных организаций в проекте ПП. Если смотреть сам ФЗ об образовании, то там никаких научных организаций или учреждений культуры не упоминается. Исключительно организации, осуществляющие образовательную деятельность (лицензиаты). Выглядит все это очень странно.
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования).
2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
18) образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;
19) организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;
20) организации, осуществляющие образовательную деятельность, - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
31) участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;
32) участники отношений в сфере образования - участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения;
* Результаты анализа 187-ФЗ и рекомендации по его выполнению размещаются в разделе "ЧаВо по КИИ" на главной странице блога.
*** YouTube - канал блога
**** Яндекс.Дзен https://zen.yandex.ru/id/5c7b7864fa818600ae3856a1
***** Публичный ТамТам-канал https://tt.me/blog_ruporsecurite
В связи с тем, что в ходе общественного обсуждения на проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения об осуществлении просветительской деятельности» поступило много отзывов, предложений и замечаний, принято решение о его существенной доработке
ОтветитьУдалить